ХАБЫ НА PAJERO SPORT
Модераторы: SNOOPER, Nbf, drcham, Romik, BAlex, Podzemshik
-
- Сообщения: 4287
- Зарегистрирован: 07 дек 2014, 17:25
- Двигатель:: дизель 2,5
- Мой автомобиль(и):: s04 5мт Паджеро спорт декабрь 2014,
- Откуда: Гомель Беларусь
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 155 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
да, временами нужно активизировать полный привод, особенно блокировку заднего дифа, чтобы детали иногда подвигались.
"Экономический интерес хабов - отложенная замена переднего редуктора.
у меня начало разбивать левую сторону
при основном пробеге по асфальту (до 90%) замена переднего редуктора уже отложена на год" ---------- я не понял смысл этой фразы: либо хабы установлены и способствуют разбиванию левой стороны, либо вот если бы стояли хабы - сторону бы не разбивало.
Снупер, а чем плохо теорией заниматься? Скажите, в чем я не прав в теоретических выкладках? Данная тема посвящена именно хабам на МПС и, полагаю, МПСы есть разные: у кого то, вероятно, ступицы выполнена с возможностью установки хабов в их классическом виде и почему мне не рекомендуется поучаствовать в обсуждении? Вы находите, что я технически малограмотен и несу чушь?
"Экономический интерес хабов - отложенная замена переднего редуктора.
у меня начало разбивать левую сторону
при основном пробеге по асфальту (до 90%) замена переднего редуктора уже отложена на год" ---------- я не понял смысл этой фразы: либо хабы установлены и способствуют разбиванию левой стороны, либо вот если бы стояли хабы - сторону бы не разбивало.
Снупер, а чем плохо теорией заниматься? Скажите, в чем я не прав в теоретических выкладках? Данная тема посвящена именно хабам на МПС и, полагаю, МПСы есть разные: у кого то, вероятно, ступицы выполнена с возможностью установки хабов в их классическом виде и почему мне не рекомендуется поучаствовать в обсуждении? Вы находите, что я технически малограмотен и несу чушь?
самодельн. к/к, пенал-органайзер в багажник, компрессор БЗД в багажник, возвратная пружина привода вкл./выкл. сцепления, доп. вентилятор радиатора кондея, доп.свет заднего хода
- SNOOPER
- Модератор
- Сообщения: 55613
- Зарегистрирован: 11 дек 2004, 19:49
- Двигатель:: 4D56
- Мой автомобиль(и):: NewMPS
- Откуда: 78
- Откуда: Spb
- Благодарил (а): 967 раз
- Поблагодарили: 4376 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
Это считать технической грамотностью?!
юрий юрикович писал(а):вы не учитываете, что в новых паджеро спорт убрали размыкатель передней полоуоси. теперь всегда крутятся ШРУСы, диф и перкардан, что не есть хорошо. поэтому нужны хабы
юрий юрикович писал(а):у МПС перкардан практически не ерзает в шлицах, т.к. пердиф стоИт практически неподвижно. а что мешает раз в полгода залочить хабы? я бы с удовольствием поставил
-
- Сообщения: 4287
- Зарегистрирован: 07 дек 2014, 17:25
- Двигатель:: дизель 2,5
- Мой автомобиль(и):: s04 5мт Паджеро спорт декабрь 2014,
- Откуда: Гомель Беларусь
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 155 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
"вы не учитываете, что в новых паджеро спорт убрали размыкатель передней полоуоси. теперь всегда крутятся ШРУСы, диф и перкардан, что не есть хорошо. поэтому нужны хабы."
раз нет разрыва полуоси, то передние колеса, принудительно вращаясь от контакта с дорогой, вращают: ШРУСы, посколько у обоих колес практически равная угловая скорость - то вращаются шестерни главной передачи (саттелитная коробка практически стоИт), и, понятно, вращается передний кардан. (я правда не знаю, что перкардан еще крутит и в раздатке до места разрыва его рычагом выбора привода ).
Подскажите, что неправильно в описанной схеме, раз Вы приводите это описАние как неграмотное. Будет пролезно и другим не точно представляющим схемы работы приводов.
" у МПС перкардан практически не ерзает в шлицах, т.к. пердиф стоИт практически неподвижно. а что мешает раз в полгода залочить хабы? я бы с удовольствием поставил"
я отвечал автору, который говорил что у УАЗа при некрутящемся кардане его шлицы изнашиваются неравномерно. у УАЗа на неразрезном мосту передний диф артикулирует- т.е. колеблется вверх-вниз, от чего кардан даже не вращающийся ерзает в шлицах взад-вперед. У МПС передний диф не артикулирует с подвеской так как жестко установлен. поэтому расстояние от раздатки до дифа не меняется и поэтому кардан в шлицах взад-вперед не ерзает. вне зависимости крутится он или нет. Мы говорили о случае применения хабов на МПС и что невращающийся мпс-овский кардан не будет неравномерно и вообще никак изнашивать шлицы.
Прошу Вас указать неверное в моем утверждение, что шлицевая часть перкардана МПС практически не работает и потому практически не изнашиваема (понятно если не элементарно закорродирована)
раз нет разрыва полуоси, то передние колеса, принудительно вращаясь от контакта с дорогой, вращают: ШРУСы, посколько у обоих колес практически равная угловая скорость - то вращаются шестерни главной передачи (саттелитная коробка практически стоИт), и, понятно, вращается передний кардан. (я правда не знаю, что перкардан еще крутит и в раздатке до места разрыва его рычагом выбора привода ).
Подскажите, что неправильно в описанной схеме, раз Вы приводите это описАние как неграмотное. Будет пролезно и другим не точно представляющим схемы работы приводов.
" у МПС перкардан практически не ерзает в шлицах, т.к. пердиф стоИт практически неподвижно. а что мешает раз в полгода залочить хабы? я бы с удовольствием поставил"
я отвечал автору, который говорил что у УАЗа при некрутящемся кардане его шлицы изнашиваются неравномерно. у УАЗа на неразрезном мосту передний диф артикулирует- т.е. колеблется вверх-вниз, от чего кардан даже не вращающийся ерзает в шлицах взад-вперед. У МПС передний диф не артикулирует с подвеской так как жестко установлен. поэтому расстояние от раздатки до дифа не меняется и поэтому кардан в шлицах взад-вперед не ерзает. вне зависимости крутится он или нет. Мы говорили о случае применения хабов на МПС и что невращающийся мпс-овский кардан не будет неравномерно и вообще никак изнашивать шлицы.
Прошу Вас указать неверное в моем утверждение, что шлицевая часть перкардана МПС практически не работает и потому практически не изнашиваема (понятно если не элементарно закорродирована)
самодельн. к/к, пенал-органайзер в багажник, компрессор БЗД в багажник, возвратная пружина привода вкл./выкл. сцепления, доп. вентилятор радиатора кондея, доп.свет заднего хода
- SNOOPER
- Модератор
- Сообщения: 55613
- Зарегистрирован: 11 дек 2004, 19:49
- Двигатель:: 4D56
- Мой автомобиль(и):: NewMPS
- Откуда: 78
- Откуда: Spb
- Благодарил (а): 967 раз
- Поблагодарили: 4376 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
1 У Вас подшипник ступица, и установка хабов в данной ситуации не возможна.
2 У Вас в прочем как и вообще на митцу нет шлицевой части переднего кардана в том виде который Вы себе представляете. А уж "элементарно закородировать" и подавно.
Так что в данной теме все Ваши утверждения не болие чем хотелки и предположения.
2 У Вас в прочем как и вообще на митцу нет шлицевой части переднего кардана в том виде который Вы себе представляете. А уж "элементарно закородировать" и подавно.
Так что в данной теме все Ваши утверждения не болие чем хотелки и предположения.
-
- Сообщения: 4287
- Зарегистрирован: 07 дек 2014, 17:25
- Двигатель:: дизель 2,5
- Мой автомобиль(и):: s04 5мт Паджеро спорт декабрь 2014,
- Откуда: Гомель Беларусь
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 155 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
о том, что я не знаю устройство ступицы именно моей модели я писАл. Поэтому спасибо, что сказали конкретно. то, что шлицов на перкардане нет - это подтверждает мой тезис об отсутствии его перемещения. Поймите: я не задираюсь, а стараюсь получить более полную информацию о машине, т.к. привык использовать механизм зная, как он работает.
самодельн. к/к, пенал-органайзер в багажник, компрессор БЗД в багажник, возвратная пружина привода вкл./выкл. сцепления, доп. вентилятор радиатора кондея, доп.свет заднего хода
-
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 20 фев 2015, 13:03
- Двигатель:: D4204T
- Мой автомобиль(и):: Volvo v50
- Откуда: Москва
- Nickolas
- Сообщения: 1591
- Зарегистрирован: 18 окт 2014, 21:23
- Двигатель:: 4d56
- Мой автомобиль(и):: Pajero Sport
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 22 раза
- Поблагодарили: 121 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
"Так всетаки нужны ли хабы на паджеро спорт 2006 г.в."
Есть лишние деньги - ставь.
Есть лишние деньги - ставь.
Чтоб праздник отличать от буден,
Давайте в праздник пить не будем!
MPS 2.5D EFI MT 2008
Давайте в праздник пить не будем!
MPS 2.5D EFI MT 2008
- safari64
- Сообщения: 325
- Зарегистрирован: 08 ноя 2014, 21:30
- Двигатель:: QG15
- Мой автомобиль(и):: Ниссан вингроад!
- Откуда: саратов
- Откуда: Саратов
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 4 раза
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
У меня ММС 1999 я себе поставил хабы что бы левый привод не крутился, т.к. проблема такая же разбито место в диф. со стороны этого левого привода. Разбито то того что привод берёшь рукой возле диф. и он поднимается сантима на два. Но хабы спасают
Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце.
- dr.motor
- Сообщения: 4529
- Зарегистрирован: 24 июн 2009, 07:34
- Двигатель:: 4D56
- Мой автомобиль(и):: MMC L200
- Откуда: москва
- Откуда: Москва СТРОГИНО
- Благодарил (а): 131 раз
- Поблагодарили: 148 раз
- Контактная информация:
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
+1safari64 писал(а):У меня ММС 1999 я себе поставил хабы что бы левый привод не крутился, т.к. проблема такая же разбито место в диф. со стороны этого левого привода. Разбито то того что привод берёшь рукой возле диф. и он поднимается сантима на два. Но хабы спасают
8-985-761-84-37
Мастерская по ремонту клубных авто
: https://yandex.ru/maps/-/CZcfQF0Z
ближайший адрес ; Химки молодежная 40а далее ГСК20
Мастерская по ремонту клубных авто
: https://yandex.ru/maps/-/CZcfQF0Z
ближайший адрес ; Химки молодежная 40а далее ГСК20
-
- Сообщения: 555
- Зарегистрирован: 21 янв 2006, 23:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 13 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
Прочел тему. Поясните несколько моментов для не очень понимающего нюансов передних мостов Спортов
1. На первой странице речь шла о Спортах первого поколения (до 2004 г) и уважаемый Снупер писал, что нужна замена внешних гранат. По последним сообщениям понял, что на 99 год ставится без проблем на штатные. А на мой Монтеро Спорт 2001 тоже можно вклячить хаб без гимора?
2. Вот у меня без хабов в ступице (в узле) было некое залоченное жестко соединение привода с колесом. Установив хаб и разомкнув его я получу новое подвижное соединение между узлами. А оно там не закисло вусмерть за прошедшие годы? Я так представляю некий заржавевший "подшипник", который не работал, а теперь вдруг его загрузили - и что с ним произойдет? В чем я ошибаюсь?
Несколько слов о том, зачем хочу поставить. Машина старая, какой сюрприз выкинет пневматика полного привода со всеми датчиками, клапанами и т.п., цепь раздатки и т.п. неизвестно. Сейчас у меня пару месяцев передний кардан не размыкается (мигает зеленая лампа, раздаткой 4Н подтыкается мгновенно - значит скорости валов синхронизированы) это я конечно буду чинить (пройдусь по клапанам, штоку, трубкам...). Но вот лишний элемент, позволяющие мне в случае чего (как сейчас) отключить некую ситуацию очень желателен и хабы этим привлекают.
Нацелился на AVM443, так как AISINы из Экзиста не очень понятны (картинки у них нет, а заказывать на авось не охота).
1. На первой странице речь шла о Спортах первого поколения (до 2004 г) и уважаемый Снупер писал, что нужна замена внешних гранат. По последним сообщениям понял, что на 99 год ставится без проблем на штатные. А на мой Монтеро Спорт 2001 тоже можно вклячить хаб без гимора?
2. Вот у меня без хабов в ступице (в узле) было некое залоченное жестко соединение привода с колесом. Установив хаб и разомкнув его я получу новое подвижное соединение между узлами. А оно там не закисло вусмерть за прошедшие годы? Я так представляю некий заржавевший "подшипник", который не работал, а теперь вдруг его загрузили - и что с ним произойдет? В чем я ошибаюсь?
Несколько слов о том, зачем хочу поставить. Машина старая, какой сюрприз выкинет пневматика полного привода со всеми датчиками, клапанами и т.п., цепь раздатки и т.п. неизвестно. Сейчас у меня пару месяцев передний кардан не размыкается (мигает зеленая лампа, раздаткой 4Н подтыкается мгновенно - значит скорости валов синхронизированы) это я конечно буду чинить (пройдусь по клапанам, штоку, трубкам...). Но вот лишний элемент, позволяющие мне в случае чего (как сейчас) отключить некую ситуацию очень желателен и хабы этим привлекают.
Нацелился на AVM443, так как AISINы из Экзиста не очень понятны (картинки у них нет, а заказывать на авось не охота).
Montero Sport XLS, 2001, 3 л, 6G72
- Unklown
- Сообщения: 2624
- Зарегистрирован: 18 дек 2012, 05:48
- Двигатель:: 6G74, SOHC бензин, газ
- Мой автомобиль(и):: MONTERO SPORT[K99W ] [GRXEL2M ]
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 100 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
а у тебя точно парттайм?EKorepanov писал(а): какой сюрприз выкинет пневматика полного привода
-
- Сообщения: 555
- Зарегистрирован: 21 янв 2006, 23:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 13 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
Точно . В 2001-м на Монтеро Спорт ничего другого не предлагалось (AWD появился позднее). И проблемы с пневматикой я уже личил (прямо сейчас передо мной лежат старые клапана выключения полного привода).Unklown писал(а):а у тебя точно парттайм?EKorepanov писал(а): какой сюрприз выкинет пневматика полного привода
Montero Sport XLS, 2001, 3 л, 6G72
- Олег 13
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: 23 май 2013, 12:52
- Двигатель:: 6G72.24v.
- Мой автомобиль(и):: ММС LS 2001г.
- Откуда: М.О.Раменское.
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 26 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
игольчатый ставиться в ступицу, ступица не подвижная у нас... Останавливаем хабом вращение шруса который вращается относительно не подвижной ступицы в игольчатом подшипнике. Как в этой ситуации мы получаем его износ если у нас и по наружнему и внутреннему радиусу нет вращения??? Может я не прав?))). Как раз при размыкании хаба мы бережем игольчатые подшипники которые до этого момента были в постоянном вращении и пыльники шрусов, так как привода остановились тоже.юрий юрикович писал(а):есть еще одна тонкость. при разлоченом хабе вращается только ступица колеса ( естесно при нормальном хабе, где стоит подшипник между подвижной и неподвижной частями хаба и взаимное трение этих частей ничтожно малое, чтобы проворачивать вал ШРУСа) Но! внешний вал ШРУСа своим внешним концом опираетсмя на подшипник в хабе (или в случае отсутсвия подшипника - на место терния частей хаба. внутренний конец внешнего вала с гранатой - опирается на игольчатый подшипник внутри ступицы. когда хаб разлочен - ступица вращаясь вращает и игольчатые, которые обегают неподвижный внешний вал ШРУСа. Получается при наличии разъединения колеса с валом ШРУСа игольчатый интенсивно работет. в теперешней схеме привода МПС внешний вал ШРУСа и ступица имеют одинаковую угловую скорость и игольчатый вообще стоИт. он служит только в качестве центровки внешнего вала ШРУСа в ступице. и вот дилемма: или пусть игольчатый работает, или мы не будем применять систему с хабом...
MMS 2001, 6G72 24V, АКПП AISIN, SuperSelect, Бодик 4 см,33 лапти, гбо Ловато 4е пок-е,зад кружины Клаксон 59 146(Patrol Y60),зад МШУ+калитка, Лебедь12lb, Шнорк, Задний пневмобок
- Dimix
- Сообщения: 12085
- Зарегистрирован: 26 сен 2006, 18:31
- Двигатель:: 6G72 24v
- Мой автомобиль(и):: montero sport'02
- Откуда: Балашиха
- Откуда: Россия, Балашиха-Москва
- Благодарил (а): 88 раз
- Поблагодарили: 379 раз
- Олег 13
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: 23 май 2013, 12:52
- Двигатель:: 6G72.24v.
- Мой автомобиль(и):: ММС LS 2001г.
- Откуда: М.О.Раменское.
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 26 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
игольчатые подши странная штука, вроде они есть, а вроде их и нет . При лифте передней подвески, остро встает проблема внутренних пыльников шрусов.Dimix писал(а):Уже 16 лет все это дело крутится и не жужжит
MMS 2001, 6G72 24V, АКПП AISIN, SuperSelect, Бодик 4 см,33 лапти, гбо Ловато 4е пок-е,зад кружины Клаксон 59 146(Patrol Y60),зад МШУ+калитка, Лебедь12lb, Шнорк, Задний пневмобок
- Dimix
- Сообщения: 12085
- Зарегистрирован: 26 сен 2006, 18:31
- Двигатель:: 6G72 24v
- Мой автомобиль(и):: montero sport'02
- Откуда: Балашиха
- Откуда: Россия, Балашиха-Москва
- Благодарил (а): 88 раз
- Поблагодарили: 379 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
Я не понимаюОлег 13 писал(а):игольчатые подши странная штука, вроде они есть, а вроде их и нет . При лифте передней подвески, остро встает проблема внутренних пыльников шрусов.Dimix писал(а):Уже 16 лет все это дело крутится и не жужжит
-
- Сообщения: 4287
- Зарегистрирован: 07 дек 2014, 17:25
- Двигатель:: дизель 2,5
- Мой автомобиль(и):: s04 5мт Паджеро спорт декабрь 2014,
- Откуда: Гомель Беларусь
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 155 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
хабы на внедорожник- отличная вещь. особо для тех, кто пользуется внедором на двальняк я когда покупал НМПС был уверен, что у него есть актуатор, пневмой отключающий один из приводов переднего моста. хотя при этом все таки редуктор работает: вращается сателлитная коробка, а перкардан неподвижен и в раздатке меньше требухи крутиться. а оказалось - актуатор ликвидирован и переднеий мост и кардан, и требуха в раздатке вращаются, хоть без нагрузки работают ШРУСы, их защитные чехлы! а это не только топливо, но и износ данных деталей. Когда имел фронтеру (последнюю, с актуатором-разобщителем привода в переднем мосту)- собрался было хабы ставить по указанным выше причинам. хабы, кстати, при отключении исключают и работу игольчатых подшей. Но! хабы хабам рознь. и пусть это даже пресловутый айсин и другие известные бренды- они имеют общий принципиальный недостаток: их вращающаяся и неподвижные части имеют достаточную площадь трения, причем не на подшипнике, а просто втулка! и на больших скоростях при значительных оборотах колеса сила трения во втулке способна крутить как разобщенный актуатором привод, так и привод неразобщаемый, который будет крутить сателлитную коробку. изнашивая игольчатые и ШРУСы приводов, чехлы ШРУСов. Понятно, что скорость вращения приводов от трения у разлоченных хабов будет ниже, чем при залоченых, но все равно: зачем им крутиться? Попался мне на глаза хохляцкий хаб, который имеет шарикоподшипник, разделяющий подвижную и неподвижные части хаба. (забыл я его имя, не автомат, лочится - разлочится ключиком). вот это правильный хаб! Но купил НМПС, в котором думал поставить хохляцкие хабы. Но как конструктивно их поставить на НМПСовские ступицы- не знаю. а было бы отлично! К вышесказанным преимуществам добавилось бы невращение перкардана.
и еще: хохлы ставят двухкромочный сальник, в отличии от резинового тколца у других. корпус стальной, а не силуминовый и сталные детали переключающего ъустройства ( а не пласик как в некоторых). лень снеимать колесо, но надо посмотреть внимательно устройство ступицы, как она отличается от ступицы старых паджеро спорт (которые были до НМПС). полторы сотни за пару хабов не жалко. тем более, у нас планируют повысить цены на топлива на 24 %
и еще: хохлы ставят двухкромочный сальник, в отличии от резинового тколца у других. корпус стальной, а не силуминовый и сталные детали переключающего ъустройства ( а не пласик как в некоторых). лень снеимать колесо, но надо посмотреть внимательно устройство ступицы, как она отличается от ступицы старых паджеро спорт (которые были до НМПС). полторы сотни за пару хабов не жалко. тем более, у нас планируют повысить цены на топлива на 24 %
самодельн. к/к, пенал-органайзер в багажник, компрессор БЗД в багажник, возвратная пружина привода вкл./выкл. сцепления, доп. вентилятор радиатора кондея, доп.свет заднего хода
- lesnik5000
- Сообщения: 6144
- Зарегистрирован: 16 дек 2012, 00:56
- Двигатель:: 4D56U
- Мой автомобиль(и):: PAJERO SPORT обр. 2010г.
- Откуда: Архангельск
- Благодарил (а): 375 раз
- Поблагодарили: 374 раза
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
Юрий Юрикович, у тебя передняя ступица представляет собой грубо говоря шарикоподшипник. Наружная обойма которого присоединена к поворотному кулаку, а к внутренней обойме шлицевым соединением присоединен привод. Что здесь можно разомкнуть хабами?
-
- Сообщения: 4287
- Зарегистрирован: 07 дек 2014, 17:25
- Двигатель:: дизель 2,5
- Мой автомобиль(и):: s04 5мт Паджеро спорт декабрь 2014,
- Откуда: Гомель Беларусь
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 155 раз
Re: ХАБЫ НА PAJERO SPORT
lesnik5000, увы, я не знаю, как сделана ступица у НМПС с 2008 года. Я Вам верю, но мне бы чертеж нашей ступицы... вот ступицы старого спорта. с крышкой и со снятой крышкой. у нас совсем не так?
- Вложения
-
- hub_ustanovka_pagero_1.jpg (35.26 КБ) 2144 просмотра
-
- hub_ustanovka_pagero_4.jpg (40.48 КБ) 2144 просмотра
самодельн. к/к, пенал-органайзер в багажник, компрессор БЗД в багажник, возвратная пружина привода вкл./выкл. сцепления, доп. вентилятор радиатора кондея, доп.свет заднего хода
- lesnik5000
- Сообщения: 6144
- Зарегистрирован: 16 дек 2012, 00:56
- Двигатель:: 4D56U
- Мой автомобиль(и):: PAJERO SPORT обр. 2010г.
- Откуда: Архангельск
- Благодарил (а): 375 раз
- Поблагодарили: 374 раза