Начнем с набившего оскомину - автомобиль, это источник повышенной опасности. И эта опасность обусловлена как признаками объективными - вес, скорость и так далее, так и субъективными - невнимательность, неопытность пилота и тому подобное.
Все это создает опасность и опасность не шуточную для самого экипажа (это отдельная тема) и для окружающих.
Применительно к спортивным мероприятиям опасность для зрителей можно условно разделить на три группы. Это опасность при скоростном прохождении спецучастков, опасность при движении автомобиля по триальным участкам, а так же опасность, которой могут подвергнуться зрители при эвакуации автомобиля.
Повторюсь - деление совершенно условное.
Начнем с последнего.
Застрявший, неподвижный автомобиль никогда не ассоциируется с опасностью. Колес толком не видно, скорость нулевая - подсознательно любые опасения отступают на второй план. Зато на первый план выходит любопытство - если рядом не происходит ничего динамичного, яркого - совершенно очевидно, что вид засевшего автомобиля немедленно привлечет внимание зевак и советчиков.
Эвакуацию автомобиля в свою очередь можно так же условно разделить на два вида: это самовытаскивание с помощью домкратов или лебедок, а так же эвакуация при помощи других транспортных средств - опять же с помощью лебедок или рывковых тросов.
И в том и в другом случае нужно запомнить следующее: ни при каких обстоятельствах нельзя находиться между автомобилем и средством эвакуации - будь то другой автомобиль или дерево. И не важно - эвакуация уже идет или только готовиться. Ни в коем случае нельзя перешагивать через трос, даже если он лежит петлей на земле. У экипажей свое видение проблемы. Вы можете быть уверены, что они "сейчас вон туда поедут через две минуты", а они по факту поедут вот прямо сейчас и совсем в другом направлении.
Тросы имеют склонность рваться. http://www.pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/view ... 7&t=158782 Изучите эту тему, если не доводилось раньше. Здорово отрезвляет. Поэтому просто запомните - вы не должны находиться ближе 10-15 долбанных метров от эвакуирующегося транспорта, если речь идет о работе с рывковым тросом и ближе чем 3/4 длины размотанного лебедочного троса. Даже если на этом расстоянии ничего не видно. Вы ведь не хотите, что бы именно это зрелище оказалось для Вас последним?
Кратко: всегда следить за движением и направлением движения автомобилей при эвакуации. Никогда не приближаться к тросу. Рядом с тросами - как лебедочными, так и рывковыми могут находиться только члены экипажей.
Теперь рассмотрим триальные трассы и опасности, которые подстерегают нас на них. Что такое триал, я с вашего разрешения сейчас рассказывать не буду, только замечу - это почти всегда не ровная поверхность, на которой на автомобиль представляет собой весьма не устойчивую конструкцию.
Несколько примеров.
Автомобиль преодолевает высокий подъем. Опасность таится наверху - если пилот "перетапкодавит", внизу - если вдруг скатится назад. При этом, скатываясь назад автомобиль вполне может еще и ускориться - допустим для бОльшего разгона.
А еще он может сделать уши. А еще он может спускаться вниз и зачем-то нажать на тормоз.
Вывод: нельзя стоять перед и позади автомобиля, а так же по меньшей мере на расстоянии 10 метров слева и справа. К низу горы - даже больше. Совсем нельзя. Даже если очень хочется.
Преодоление брода. Нельзя стоять спереди.
Преодоление искусственных препятствий - бревна, "качели" и т.п. Нельзя стоять сбоку. Минимальное расстояние - две длины, допустим, того же бревна.
Вот тут идем сразу на 0.50 и наслаждаемся зрелищем:
Лесной участок, на котором вероятна валка сухостоя (мы же не валим живые деревья, верно?) - спереди - полторы длины дерева, которое может упасть, по бокам - одна длина. Бок - это там, куда дерево по Вашему мнению ну никак упасть не может. Скажу не таясь - еще как может! )))
Скоростные участки, спринты и т.п.
Тут все просто для тех, кто не прогуливал физику в школе. Нельзя стоять на внешнем закруглении поворотов. Прямой участок сразу после поворота - опасность перемещается на сторону, противоположную закруглению. То есть если поворот был налево, то опасным участком на прямой будет правая сторона, если смотреть навстречу движению.
Если старт был массовым, то большинство "замесов" происходит или на старте, или на первом же повороте. В этих двух точках вспоминать физику нет особого смысла - "болиды" могут поехать куда угодно. Просто держитесь от этих точек подальше. При столкновениях опасной становится и внутренняя сторона закругления - машина может просто не попасть в створ поворота и уйти по прямой.
Ну и главная опасность на спортивной трассе - это адекватные маршалы. Это такие люди, которые следят за порядком на трассе. Поверьте - при любом раскладе, они знают данную трассу лучше Вас. Они точно знают как и куда Вам бежать. И если вы проигнорировали указание маршала, то даже не думайте обижаться на отборный мат в свой адрес. Они заботятся о Вас, как бы грубо это иной раз не выглядело. Один мой знакомый, профессиональный судья, милейший, интеллигентный человек, разгоняет зевак при помощи водного пистолета. Другой, видя беспризорных детей (а это, увы, обычное дело на таких мероприятиях) кричит - "Дайте мне сюда срочно вон того засранца в синей шапочке, я, мл@ть, сейчас его вон под ту машину засуну, всем только польза будет!!!". Ваш покорный слуга, а кто знает меня лично, помнит мою комплекцию, пока ситуация не вышла из под контроля, сообщает, похлопывая себя по животу, особо любопытным зрителям - "Иди сюда, я тебя тоже съем!!!".
Но это все пока ситуация, повторюсь, не вышла из под контроля.
Но если вы видите маршала подающего Вам команды, пусть даже исключительно матом - просто делайте то, что он говорит. Обижаться и чинить разборки будете позже.
Всем добра и здоровья!