Короче, так как Вы этого хотели, то вот второй урок. Но учтите, что мне будет мне за него очень и очень стыдно.
Поэтому больше уроков не будет!
Итак, урок номер два. Форсунка.
С калибровками мы вроде разобрались. Они есть в прошивке, их закладывают туда на заводе, а потом, в процессе своей работы, ECU двигателя постоянно ими пользуется, используя интерполяцию.
Сегодня давайте разберем, что такое форсунка.
Форсунка - это образно, обычный мерный медицинский шприц, которым Вам всем, хоть раз в жизни, делали инъекционные уколы.
Есть отверстие в иголке шприца, через которое можно выдавить жидкость.
Есть поршень в цилиндре, с подставкой под большой палец доктора для удобного нажатия.
Есть мерная колба с нанесенными рисками - объемом жидкости в миллилитрах.
Этот шприц и есть наша форсунка.
Давление топлива - это то усилие кисти, вернее это то самое усилие большого пальца доктора, который хочет ввести успокоительное нашему буйному пациенту и сделать эту инъекцию либо быстрее, что больнее для пациента, либо помедленнее, что гораздо приятнее для буйного, но тяжелее для самого доктора. Это регулировать можно скоростью ввода, то есть усилием.
В результате этого усилия, если отверстие в иголке шприца, например закупорено и забито скажем, соринкой, то в колбе шприца создается некое давление лекарства, которое стремиться выйти наружу, но не может этого сделать физически.
Получается, что мы уже знаем, что такое давление в топливной рампе.
Чтобы лекарство из шприца поступило в тело пациента, нужно чтобы было свободное, на всякий случай скажем, мерное отверстие в иголке, то есть нужно, чтобы форсунка открылась.
Мы можем очень точно дозировать количество лекарства по рискам на колбе шприца.
Просто смотреть на них и не допускать передозировки.
Как только войдет, запланированное доктором, например 3 мл. лекарства, то сразу убрать давление с поршня шприца, чтобы не влить больше того, чем запланировано.
У нас же в двигателе, давление не пропадает, а сама форсунка, по окончанию впрыска, просто закрывается по отверстию.
То есть мы усвоили, что форсункой можно точно влить определенное, некое количество топлива, измеренное каким то объемом, например миллилитрами.
Это вливаемое количество топлива можно легко менять, либо изменяя давление топлива, либо изменяя время открытия форсунки, либо и тем и другим вместе.
На заводе, все форсунки уже пролили. И вывели отдельную калибровку. Эта калибровка трехмерная.
Там по одной оси идёт давление топлива, а по другой - объем впрыска, а в теле таблицы - есть время, например в микросекундах.
Всё, мы теперь точно знаем что такое калибровка форсунки!
Эту таблицу, очень сильно любят "тюнеры". Они её правят исключительно в плюс, то есть просто увеличивают время открытия форсунок.
Кто-то правит всю таблицу, кто-то только часть. Один мастер из прошлого, я вспоминаю, правил вообще не понятно что и как в этой калибровке. Все помнят его легендарную работу двигателя и сизый дым!
Но есть также тот факт, что абсолютно все "тюнеры", просто физически не могут пройти мимо этой калибровки!
В результате их правок, если доктор запланировал влить в тело пациента только 3 мл, а сам шприц например пятикубовый и полностью заполнен лекарством на все пять кубов, то увеличив время ввода, например на 10%, доктор вольет не 3 запланированных кубика, а уже скажем, 3.3, то есть больше чем нужно.
Это происходит потому, что доктора обманывают!
Представьте себе, что доктор слепой. У форсунки же, как и у шприца, ведь нет глаз! Вот их и нет, таких глаз, и у ECU двигателя (доктора).
Этим и пользуются "тюнеры". Пользуются тем, что их вмешательство никак не замечают. Ни ECU не замечает, ни клиенты, но об этом немного позднее.
Эти вливаемые 3.3 кубика - это только приблизительное значение. Сколько же на самом деле вольется топлива никто не знает. Так как форсунка двигателя хоть и похожа по принципу на шприц, но очень далеко не шприц. У неё там свои законы, поправки и так далее... То есть не всё так просто как кажется. Добавляются индивидуальные коды форсунок, плюс то, что выявляют во время обучения малому впрыску. Там и запорная игла имеет свой рисунок открытия-закрытия, который абсолютно не линейный.
В результате того, что калибровка была модифицирована неквалифицированным вмешательством, никто не сможет точно сказать сколько топлива на самом деле войдет в двигатель за одно открытие форсунки.
Никто не сможет. И именно это и есть самое главное. Вот мы и нашли обман, то есть неучтенное топливо. Если время открытия форсунок правят в плюс, то топлива в реальности становится больше чем нужно. Насколько точно больше - никто и не знает.
Если раньше ставили обманку на топливную рейку и доктор думал, что он давит на шприц с одним усилием, а на самом деле его руке помогали нажимать, то сейчас с прошивкой, "тюнеры" обманывают временем ввода, то есть временем открытия форсунки.
Доктор думает например, что вводит лекарство за три секунды, за три удара метронома, а на самом деле, из-за того, что удары метронома искусственно этим обманом просто замедлили, в реальности доктор вводит топливо не за три секунды, а за например, четыре, то есть вливает лекарство по объему больше чем нужно.
А если доктор (ECU) не знает что его обманули, то как он может контролировать свою терапию, свое лечение?!
Например, психбольной взял в рот пилюлю, но не проглотил. Обманул доктора. Доктор видит, что больному это лекарство не помогает, тут же корректирует лечение, например увеличивая дозу, либо даже назначает другую терапию!
Доктор же слышит что больной продолжает ругаться матом, вместо того, чтобы успокоиться и затихнуть. Или наоборот, больной должен как обычно продолжать кричать и ругаться, но вдруг внезапно затих. Значит пошла явная передозировка.
У доктора хоть и нет глаз, но зато есть другие органы чувств, например уши. И у доктора конечно же есть свой мозг. Он конечно может сообразить, что что-то пошло не так, но программист то был японский и поэтому он там есть предельно честный. Это Вам не европейский умный дизельгейт! В Японии бывают даже харакири! Там немного другая культура, немного другой менталитет. Хотя и они уже просекли фишку и стали делать одноразовые машины. Но ушел что-то....
Короче, всё также и с дымом. Если ECU не знает сколько топлива на самом деле вошло в двигатель, то как компьютер может бороться с дымом? - да никак! Датчика же кислородного у нас нет, дымомера - тоже.
В результате дым не предсказуем. Невозможно просчитать.
Почему же все "тюнеры" правят эту любимую калибровку? - да потому что они умеют делать только это. Купили или даже сами нашли эту калибровку и давай править!
Всё это довольно просто, быстро и эффективно, а также сразу приносит нужный результат, при минимуме усилий. Топлива то больше. Часть его всё равно уйдет в более лучшую динамику.
На этой картинке показаны изменения в процентах % от стоковых данных некого "тюнера". Не буду озвучивать его имя.
Проценты там немного разные. Это совсем не значит, что так хотел тюнер.
Он то как раз хотел все 6%, но компьютер подсчитал по другому. Разные значения процентов - это просто результат округления. Это просто так получилось, вне желания "тюнера".
И вот теперь и Вы сами умеете и представляете как это делается. Задается какой-то процент и на этот процент увеличивается время открытия форсунок. Адрес этой калибровки найти очень и очень легко.
Пять минут и всё готово! Эта скорость работы особенно ценится у "тюнеров".
Лучшие "мастера" которые знают как выглядит эта калибровка, могут за вечер охватить весь парк машин одной какой-то марки. Как-то мне кто-то сказал восхищенно, что мол ты представляешь, какой это гигант! Он за вечер всё сделал. Вот же где класс, вот же где рука мастера!
Представляю, спасибо! Не спорю. Мастер на все руки. Но не тюнер.
В итоге, машина сразу начинает более лучше ездить (с)
За две недели, никто ничего не поймет. Все честно. Но не будем больше об этом.
Бизнес есть бизнес, ничего личного.
Вы представляете как мне стыдно за все это! Дальше же будет только хуже. Поэтому стоп, хватит!
Уже хочу всё удалить, что я тут понаписал и не вспоминать об этом никогда.
Пожалуйста, не обижайтесь!