Ю.В. писал(а):Хусим то хусим, но... ПП без межосевой блокировки - передняя ось (колёса) упёрлись в, предположим, снег - момент ущёл на заднюю ось...
С блокировкой - момент по осям остался тот же, гребут все четыре одинаково. Или я всё же переработал и надо срочно поехать на рыбалку?
Кхм... На рыбалку (если рыбак) надо ехать ПО-ЛЮБОМУ
А так... С диффом момент как раз никуда не ушёл - он ВСЕГДА одинаковый на обеих осях (ибо центральный - симметричный 50:50) и всех колёсах (ибо межколёсные тоже симметричные 50:50). Т.е. на каждой оси - по 50% момента, на каждом колесе соответственно по 25%.
Далее. Что значит упёрлись? Упёрлись - значит невозможно прокрутить? Это значит, что момента не достаточно, чтобы стронуть машину с места (хоть в снег упёрлись, хоть тормозом, хоть кирпич перед колесом). Давим газ. Т.к. сопротивление есть, то и момент на выходе двигателя растёт. И этот растущий момент прикладывается к колёсам, пытаясь таки сдвинуть машину вперёд. И возможны два варианта:
1. Момента таки будет недостаточно, чтобы провернуть колёса. Машина так и останется на месте, а двигатель будет работать на максимальной отдаче. В реалиях, если продолжать давить газ до упора, а колёса сдвинуть невозможно - заглохнет или что-нибудь сломается (типа полуоси, ШРУСа или кардана - где тоньше, там и порвётся).
2. Момента будет достаточно, чтобы машина тронулась, а сопротивление движению - меньше. Тут всё ясно - поехали. Так мы всегда трогаемся - момента достаточно, чтобы стронуть машину с места, но недостаточно, чтобы колесо забуксовало.
3. Момента больше, чем колесо может передать, но недостаточно, чтобы стронуть машину с места. Т.е. то самое "упёрлись", "повисли" и т.д. Что будет? Правильно, это колесо начнёт проворачиваться. Сила трения (сопротивление двигателю) резко уменьшится, соответственно, момент на этом колесе начнёт падать. Что будет делать межколёсный дифф? Правильно, уравняет момент на втором колесе. Т.е. уменьшит его до уровня первого. А что межосевой? Тоже самое, будет уменьшать момент на второй оси до уровня той оси, на которой колесо буксует. А межколёсный второй оси поделит этот момент ещё пополам.
И таким образом, как только одно колесо забуксовало - момент уменьшился. И уменьшился он сразу на всех колёсах. До уровня буксующего колеса. Двигатель заревел и набрал резко обороты - т.к. ему сопротивление сильно упало. Но будет ОДИНАКОВЫМ на каждом колесе. Просто очень маленьким - таким, сколько можно приложить к буксующему колесу.
Газ уменьшили - момент ещё упал - буксующее колесо опять приобрело сцепление - пробуксовка исчезла - обороты двигателя упали - опять стоим "упёршись".
Вот что происходит при всех свободных диффах.
Что будет при блокировке межосевого?
Упёрлись, т.е. остановились. Жмём газ. Момент на колёсах растёт, пока стоим на месте - получается что на каждое так и приходится по 25%, ибо пробуксовки нет - и только в этом случае с блокировкой момент будет одинаковым. Момент достиг того предела, когда одно колесо начинает пробуксовывать. На втором колесе этой оси момент тоже уменьшается до уровня буксующего колеса (межколёсный дифф работает). А на второй оси момент как раз начинает расти, т.к. её колёса НЕ буксуют и оказывают БОЛЬШЕ сопротивления. А т.к. оси (карданы) у нас с блокировкой связаны жёстко, то задний кардан будет вращаться с такой же скоростью, что и передний, ибо дифф исключён из работы. Он уже не будет уравнивать моменты по осям. Поэтому если на передней оси он будет как раз падать (буксует колесо), то на задней - наоборот, будет расти. Именно из-за того, что диффа нет. И если двигателю хватит мощности, чтобы выдать достаточно момента, то за счёт вращения задних колёс, к которым можно и приложить больший момент, машина поедет вперёд. Или забуксует колёсами второй оси, если сцепления не достаточно. И момент тогда упадёт уже во всей системе - двигатель заревел, обороты скакнули, колёса буксуют...
В любом случае, карданы будут крутиться с одинаковой скоростью, а момент по осям будет зависеть от того, сцепление чьих колёс лучше. Т.е. момент как раз будет "уходить" на ось с лучшим сцеплением и вероятность стронуть машину с места увеличивается. Поэтому машина с блокировкой лучше преодолевает бездорожье. И чем больше блокировок, тем больше вероятность, т.к. момент будет прикладываться именно к тем колёсам, которые имеют лучшее сцепление, т.е. как раз к оказывающим наибольшее сопротивление. И именно, чтобы НЕ БЫЛО УРАВНИВАНИЯ момента, диффы и исключают из работы в говнах. И чем больше диффов исключить - тем лучше момент будет распределяться к тем колёсам, которые оказывают наибольшее сопротивление, т.е. имеют лучшее сцепление. А при наличии всех свободных диффов момент как раз не ПЕРЕраспределяется, а УРАВНИВАЕТСЯ. По МИНИМАЛЬНОМУ значению, т.е. по буксующему.
Итого:
1. С дифференциалом (симметричным 50:50) момент никуда не перебрасывается, а только симметрично выравнивается, т.е. становится меньше или больше, но всегда в одинаковой пропорции 50:50. Т.е. момент всегда ОДИНАКОВ (по осям, по колёсам - где установлен). А вот скорости вращения могут быть произвольными (для того дифф и делают).
2. Без дифференциала момент как раз гуляет как угодно (от 0:100 до 100:0, в т.ч. и 50:50). И больше его именно там, где больше сопротивление. Зато скорости вращения всегда равны.
ЗЫ Если дифференциал не симметричный, т.е. не 50:50, то и момент будет распределяться аналогично - например, 33:67. Но ВСЕГДА именно в таком, заданном конструктивно соотношении.