Едем дальше. Впереди еще примерно 3 км. Стало абсолютно темно. И такое чувство, что за время нашего брода через Тапшеньгу тростник подрос, а задача штурманов еще усложнилась. Дождь, стена тростника и абсолютная темнота.
Так мы прошли еще пару километров и на финальном отрезке уперлись в ручей. На дне ручья-промоины оказались чача и невероятное количество дрейфующих бревен. Чем больше Леша на Шпроте пытался проскочить бревна, тем больше машина увязала в чаче.
Лебедиться на той стороне было не за что. Решили попробовать все способы, и в раскачку, и на скорости – ручей не поддавался, машина только все глубже уходила под воду. Если первым штурман ручей перешел без проблем, то обратно уже в некоторых местах болотников не хватало.
Вариантов два – или закапывать на той стороне буратинку и всем проходить бревна на лебедке, или искать объезд. Время близилось к 3-м часам ночи, силы были на исходе, второе дыхание уже открылось и успело к тому моменту закрыться. Решили искать объезд.
Толя отправился на поиски альтернативного маршрута. И нашел. Правда самостоятельно переехать не смог, вызвал нас по рации, и мы поехали за ним.
Наши первопроходцы Озик и Бамбр с пилой, корочками и лопатой пошли пешком по другой стороне ручья нам на встречу.
Пока Леша лебедил Толю назад из ручья я решила пройти пешком рядом альтернативный проезд и этого засадного места. И нашла вполне удобный проезд с двумя небольшими промоинами, который выходил на грунтовую дорогу! Так мне тогда казалось. По этому пути первопроходцем отправляем Женю. Так как моих следов в двухметровом тростнике ночью и в дождь совсем не видно, я пытаюсь бежать перед машиной с поднятыми вверх руками, чтобы хоть как-то обозначать Жене путь. Но в один момент я понимаю, что я и сама потеряла свои собственные следы, мы едем в никуда.
Останавливаю Женю и пытаюсь найти утерянные знаки. И в этот момент я проваливаюсь в промоину по пояс, попутно зацепившись одной ногой за какой-то призрачный мостик. И тут у меня темнеет в глазах от нестерпимой боли, которая пронзает все тело. Я лежу в воде и не могу встать, не могу пошевелить ногой, не понимаю, что происходит, видимо снова мое убитое годами тренировок колено… Слышу Женин голос, пытаюсь вроде бы что-то ответить, но только молчаливые слезы катятся из глаз. Я падала тысячи раз, но здесь мне впервые стало страшно. Не знаю, откуда взялся Леша, но он вытащил меня из воды, помог встать на ноги, и я окончательно поняла, что правая нога отказывается мне подчиняться. Но я была не одна, а значит все не так страшно. Я попросила Лешу найти выезд для Жени, в голове крутилось «Ну где же дорога, ведь был же путь, я же здесь только что шла»… Далее я уже события помню смутно, Женя довел меня до своей машины, дал убойную дозу обезболивающего, следующей мыслью было – «я не знаю, как я поеду теперь, но мне нужно отсюда выехать, я должна».
Женя вернулся к месту проезда Толи. Ребята в это время накидывали тростник в огромных количествах в промоину, мастерив очередное подобие гати. Вика помогла мне дойти до машины, найти сухую одежду и зафиксировать намертво бинтами колено. Обезболивающее подействовало, в меня теперь можно было хоть втыкать иголки. И я решила пойти посмотреть, как обстоят дела с прохождением ручья. Искать трость для опоры не было ни сил, ни деревьев вокруг. Я стала эдаким доктором Хаусом с лопатой.
Тростниковая гать сработала, ребята проехали без проблем. Теперь моя очередь. Но управлять авто с неработающим суставом оказалось непросто, я не чувствовала педаль, порой мне казалось, что я нажимаю – а ничего не происходило, и наоборот. Проехать ручей сама я не смогла, вытянули на лебедке. Наконец мы оказались на грунтовой дороге! По ту сторону болота. Мы смогли! Мы прошли!
Мы быстро доехали до пляжа, к слову сказать, на улице уже рассвело. Итак, мы в самой южной в Евразии точке Северного Ледовитого океана. Издалека мы увидели наш пришвартованный понтон, все радостно выдохнули.
На встречу нам вышел экипаж понтонного флота. И мы узнали об их приключениях.
Ребята дождались прилива и вышли в море. Пришлось уходить дальше от берега, так как в близости к берегу все усыпано огромными валунами.
Налететь лодочным мотором на такой вот камень было бы крайне неприятно. Потом им пришлось поиграть в бурлаков на Волге и тащить вручную и лодку, и понтон.
До пляжа ребята добрались за несколько часов и были на берегу где-то к 17.00. И из бурлаков на Волге переквалифицировались в героев фильма «Изгой». Из съестных припасов у них с собой была банка тушенки, булка хлеба, бутылка кваса, бутылка воды и сникерс. Приплыв на пляж, ребята по-братски разделили сникерс на 3 части, тушенку оставили на вечер. Никто не знал, сколько нас еще придется ждать.
На понтоне перевозили тяжелые ящики, ребята решили прошерстить их на предмет еды. В одном из ящиков нашлось молоко и овощи. Правда, посуды никакой не было, ни котелка, ни металлических чашек, ни вилок – ничего. Из теплых вещей были только палатки и коврики.
Вечером три «изгоя» сели вокруг несчастной банки с тушенкой и за несколько секунд опустошили ее одним имеющимся ножом. Банку помыли и оставили, теперь есть посуда. Витя попробовал пойти нам на встречу, но через полчаса вернулся. В какой-то момент к ребятам подошли местные толи рыбаки, толи гуляки спросить что кто и откуда. Показалось, что сначала они приняли наших за Рыбнадзор. Видимо, Витя и Дима в форме выглядели очень сурово, по-рыбнадзорски. Узнав, что ребята ждут машины с болота, аборигены переглянулись, посмеялись и сказали, что где бы мы там не находились на этом болоте – нам не пройти, не один трактор там уже потоплен.
Гости нафоткались с нашим понтоном и ушли. А у ребят поубавилось энтузиазма, ближе к полуночи они уже не надеялись, что мы приедем. Даже составили на утро план – куда идти в ближайшую деревню, как добыть там еды и может быть квадроцикл, чтобы отправится на поиски нас. Ну а пока они поставили палатки, раскинули коврики и попробовали поспать.
Именно поэтому для них стало большой неожиданностью наше появление в 5 утра. Первый вопрос был «Но как??? Как вы это сделали?????». А вот так – почти легко и почти просто. Мы поделились впечатлениями о болоте, попытались разглядеть море, но был отлив, отливная линия примерно 2 км, а значит, видели мы море где-то на горизонте.
Самые стойкие остались ждать утренний прилив.