Доброго времени, господа паджероводы!
Раз уж начала «загибаться» эта ветка в сторону «пневмы», хочу как-то логично завершить свой рассказ о попытке «Решения жесткости подвески Паджеро 4» посредством установки т.н. «прогрессивных» пружин и подбором амортизаторов под них.
Разобью историю на части, для удобства восприятия.
Part 1
Итак, не вдаваясь в летописи, отмечу, что до недавнего времени стоял у меня третий уже по счету «релиз» пружин горячей навивки от от VladSprings (тип: "комфорт" без завышения) и амортизаторы: Rancho серии RS9000XL с дистанционной пневморегулировкой жесткости.
Подбор этих деталей подвески я производил основываясь на рекомендациях производителя/продавца пружин (Влад Писанов, он-же Влад-Питер), отзывов на различных форумах и мнениях пользователей этой продукции.
Задача увеличения комфорта передвижения по гребенке путем замены штатных пружин на «прогрессивные» в теории выглядела вполне реализуемой, ведь смысл нелинейных пружин (по утверждению производителя) в том, что при езде по гребенке сначала срабатывают более мягкие витки (с меньшим шагом навивки) а при росте нагрузки начинают работать более жесткие (с большим шагом).
Однако, последовательно меняя несколько раз различные комплекты этих пружин (уменьшая завышение и увеличивая комфортные характеристики) я не смог добиться стопроцентно устраивающего меня результата по работе подвески.
Проконсультировавшись с Владом я начал долгий путь подбора амортизаторов, оптимально соответствующих работе в связке: «пружины VladSprings+амортизатор», а именно: нужно было найти аморты без мощного газового подпора, максимально легко работающие на сжатие и дающие сопротивление на разжатие.
Оптимальными оказались Rancho RS9000XL с регулировкой жесткости. Они реально имеют практически нулевое сопротивление сжатию, в зависимости от настроек.
Но и установка их не решила проблему жесткости моего Паджеро на том уровне, которого я хочу добиться. Трещины асфальта, «лежаки», грейдер – все эти поверхности преодолеваются с ударами в кузов. Да, эффект, безусловно, был и весьма большой (я неоднократно сравнивал свой автомобиль с аналогичными разной степени изношенности), однако хотелось бОльшего.
Тогда я решил, что пора «поверить алгеброй гармонию» (с) и решил таки рассчитать параметры пружин для своего Паджеро 4, чтобы обеспечить оптимальную (максимально возможную) плавность хода.
Начал с расчета вертикальной жесткости пружин, как основополагающего параметра жесткости подвески в принципе.
Еще в процессе подбора пружин я столкнулся с интересным фактом: найти нормальные параметры (характеристики) пружин практически невозможно. В каталогах в лучшем случае указаны геометрические размеры, но чаще всего, подбор осуществляется по «внесистемным» критериям типа: «Комфорт», «под Силовой обвес» и т.д.
Тогда для определение жесткости пружин сделан небольшой стенд.
Смысл замера на нем в том, чтобы определить, насколько мм сожмется пружина при приложении определенного веса.
Т.о., проведя серию замеров и осреднив значения можно будет получить вертикальную жесткость.
Калибровал стенд по пружинам Eibach с известными параметрами, есть у меня доверие к этому бренду. При нагружении пружины весом в 300кг она дает прогиб порядка 30-40мм (в зависимости от ее жесткости), чего вполне достаточно для оценки.
Эти (примерно) цифры, в принципе, можно получить и без стенда: из оценки статического прогиба, вернее, соотношения свободного состояние пружины (когда она снята с машины) и статического - когда пружина стоит на машине, машина неподвижна и своим собственным весом сжимает пружину в подвеске. Не забыв, разумеется, о коэффициенте рычажности подвески.
Вертикальная жесткость штатных пружин: порядка 8,5 - 9,0кг/мм. Замерял различные штатные: от нулевых до пробежных «под сотню».
По замерам получил для пружин "от Влада" («комфорт, без завышения») следующие значения:
-задние 11,5 кг/мм
-передние 11,3 кг/мм
Сопоставив вертикальную жесткость пружин «от Влада» и штатных, обнаружил вот что: пружины VladSprings значительно жестче.
Это меня, конечно, озадачило, т.к. мелкие (сближенные) витки на нелинейных пружинах (по моему) должны были давать мЕньшие значения вертикальной жесткости, т.к. нацелены они именно на смягчение работы пружин при преодолении «гребенки». И если они сжимаются с таким усилием, каково-же будет значение жесткости «силовых» витков?
В общем, вот такая история, если в цифрах.