
Ну хорошо, попытаюсь вам пояснить на пальцах ног уже

Лямбда (если брать чисто это слово по отношению к ДВС) - это отношение количества воздуха (в килограммах) к бензину. За единицу (λ = 1) в общемировой практике принято считать это соотношение 14,7 / 1, т.е на 14,7 кг воздуха приходится 1 кг топлива.
Это оптимальное соотношение, когда топливо горит без остатка, и выделяется почти максимальная мощность.
Если λ < 1 (воздуха мало, топлива много), смесь считается богатой (см. левую часть графика),
если λ > 1 (воздуха много, топлива мало), смесь считается бедной (см. правую часть графика).
На соотношение λ = 1 настроены ВСЕ без исключения бензиновые моторы.
И это соотношение исправный мотор сохраняет на ВСЕХ !!! основных режимах работы.
Основные режимы (которые используются среднестатистическим водителем) это: плавный разгон (до 50% открытия дросселя) и поступательное движение (без ускорений), т.е. примерно 90% эксплуатации.
Об остальных 10% режимов давайте я расскажу после того, как с этими 90% разберёмся... Ага?
Ну так вот... 90% эксплуатации исправный мотор должен работать при λ = 1 .
И практически пофигу- чуть медленнее ты разгоняешься или чуть быстрее (до 50% дросселя) , соотношение будет 14,7/1 ВСЕГДА!
Вот, что такое лямбда!
НО, есть термин лямбда-зонд (или датчик кислорода, или сокращённо- ДК)!
Так вот эта штуковина - есть по сути пороговый элемент (как реле), который настроен на λ = 1 , причём с высокой точностью.
Т.е. если смесь даже чуточку богаче (λ < 1), датчик выдаст сигнал с напряжением 0,9 В,
если смесь чуточку беднее (λ > 1 ), датчик выдаст сигнал с напряжением 0,1В.
Вот ЭБУ между этими "чуточками" и управляет степенью открытости форсунок.
По сути как унитазный бачок: много топлива- убавим, мало - добавим.
Всё это действо происходит примерно в 1% от лямбды. Т.е. по сути лямбда стоит на месте с высокой точностью в 90% времени работы мотора.
Вот для чего служит лямбда-зонд!
Мало того, когда смесь работает на λ = 1 , мотор не только эффективнее работает, но ещё и экология меньше страдает, СО и СН меньше.
У машин без лямбда-зондов расчёт всё равно делается на λ = 1 , но точность удержания этой величины ниже.
А подстройка под лямбду (из-за того, что некоторые парметры со временм "уплывают") как раз и делаются регулятором СО. Но эта регулировка единовременная, делается на СТО с помощью газоанализатора. При воздействии внешних факторов (изменение атмосферной темепратуры и давления, износ элементов инжектора, качество топлива) на таких машинах лямбда может значительно "уплывать" в ту или другую сторну. А следовательно точность поддержания лямбды ниже.
Машины же с лямбда-зондом подстраиваются под все эти факторы прямо на ходу в он-лайне.
В этом всего лишь разница арабов и не арабов.
Ганс, именно это я имел ввиду!
У тебя нет лямбда-зонда, но лямбда-то есть!
