Страница 1 из 56

ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2 и не только.

Добавлено: 19 дек 2010, 01:23
ZILLA
Итак, нашёл время сделать небольшой ФАК по автоматическим коробкам, которые стоят на большинстве машин семейства П2/М2.

Какие коробки ставились на авто:
V4AW2 - она же Aisin Warner (AW) 03-72L (с блокировкой гидротрансформатора (буковка L)), она же Toyota А40 семейство (в частности A44DL). Сплошная гидромеханика, из электрики только клапана 4й передачи и простая схемка включения-выключения 4й передачи. Были модели этой акпп без блокировки гидротрансформатора.
V4AW3 - она же Aisin Warner (AW) 30-43LE, она же Toyota A340 семейство. Коробка с электроникой (отдельный эбу на коробку), кучка датчиков и электроники как внутри так и снаружи.

И та и другая коробка была в нескольких разных модификациях под разные двигатели. Эти же коробки использовались на множестве других авто, не только от Тоёты, но и у Вольво, Сузуки, Джип, Исудзу и ещё много где.

Как определить какая у вас акпп.
На машинах с двигателями 4D56 и 6G72 12 кл - ставились только акпп V4AW2.
На машинах с двигателями 4M40, 6G72 24 кл и 6G74 (DOHC, SOHC) - ставились акпп V4AW3.
На машинах с двигателем 6G74 GDI стоят другие коробки, типтроник 5 ступеней V5A51 (как на П3/М3 и Челленджерах, полностью электронная коробка, без тросиков).
На некоторых авто для японского рынка могут попадаться коробки 4х ступенчатая V4A51 (как на МПС/ММС и бедных комплектациях 3шек), агрегатированные с 4M40-EFI. Полная электроника, никаких тросиков.

Какое масло лить а акпп?
В официальном мануале Митсу прописано - Dia Queen ATF SP, ATF DEXRON II или равнозначный. Никаких АТФ3, 4 или 10.
Первый уже давно не выпускается, а второй доступен весьма обширно, т.к. на этом масле ездит ну очень много автоматов.
Жидкость ATF DEXRON II (он же D2 или ATF 2) есть разных спецификаций - D2-D (минеральная основа) и D2-E (полу/синтетическая основа), имеют разные температуры застывания. Пакет присадок в этих жидкостях одинаков, свойства текучести - практически идентичны. Отличия только в вязкости при разных температурах.
D2-D продаётся везде, а вот D2-E есть мало где (но производителями выпускается, но в Россию как то мало везётся) и стоит дороже D2-D.

В коробки семейства V4A51 и V5A51 - митсу рекомендует Diamond ATF SP3 или Diaqueen ATF SP3. На момент написания этого фака нормальных альтернатив SP3 не было. В текущей ситуации на рынке есть достаточное количество масел с допуском SP3. Из практики нормально себя показал ROLF, ZIC и Totachi. Оригинальное масло митсу последнее время вызывает у меня нарекания при нагреве больше 90 гр, а также наблюдается потеря вязкости после пробега в 25-30 ккм.

Обратите внимание на слово "равнозначный" в офиц. мануале. Бывают ситуации когда люди заливают в коробку с пробегом 200к км АТФ 3 или даже АТФ 5 (было и такое). Эти атф не равнозначны АТФ2, т.к. имеют другую основу (синтетика или полусинтетика) и другие присадки, которые влияют на работу фрикционов и состояние резиновых манжет в акпп. Вот эти присадки и являются залогом долгой и счастливой жизни акпп при условии своевременного обслуживания.

Бывают ситуации когда люди приходят в магазин покупать масла, продавцы глядят в каталог производителя масла и видят там не АТФ 2, а АТФ 3. Человек купил, залил и ездит, а хоженой (полуживой) такая смена может оказаться фатальной и через энное количество км коробка скажет "Всё дарагой, я приехала...".

Замена атф на через аппарат без снятия поддона и промывки/замены фильтра (при возможности смены оного по конструктивным особенностям коробки) - маркетинг чистой воды. Полуживую акпп такая смена не оживит, а может сделать хуже. Нормальной акпп такая смена не навредит. Но есть пара моментов в такой смене. 1. Расход масла больше, чем при смене через систему охлаждения. 2. Цена работы. 3. Опытный персонал. :)

Сколько вешать в граммах АТФ в коробку?
V4AW2 - около 7.2 литра.
V4AW3 в зависимости от года выпуска авто: до 98 года - около 8.5 литров, с 98 года (рестайловые авто) - 9.8 литра.

Что будет если не долить/перелить АФТ в коробку?
АТФ отлично пенится. АТФ 3 пенится существенно сильней АТФ 2 при одинаковой температуре. Проверенно на личном опыте. ::-):

При недостатке атф насос акпп будет засасывать воздух вместе с атф и тем самым создавать пену вместо масла.
При переливе атф в акпп планетарные шестерни и барабаны с пакетами фрикционов также вспенивают атф на 5+. ::-D:
Если в акпп будет пена, а не атф, то акпп будет работать неправильно (толкаться, пинаться при переключениях передач и режимах акпп), а то может и вовсе сломаться - сгорят пакеты фрикционов, рассыпятся опорные подшипники, будет выработка на втулках скольжения (нормальный атф смазывает лучше чем воздух, а также не сжимается в отличии от вспененного атф). :*PARDON*:

Как понять что акпп что-то не так?
Первое что стоит сделать - это проверить цвет, запах и уровень атф в акпп.

Цвет и запах - атф должен быть красным, и пахнуть как атф (ни моторное масло, ни трансмиссионка так не пахнут). Если цвет не красный, а например, коричневый или чёрный, да ещё и запах горелого или запах трансмиссионки - то сгорели/подгорели фрикционы. Это лечится только разборкой, заменой горелых фрикционов, стальных дисков, полосканием всех потрохов в керосине и ремонтом гидротрансформатора.

Уровень - должен быть как положено по щупу. Процесс определения уровня весьма прост. Машину ставим на ровную площадку, заводим двигатель, переключаем все режимы акпп с P до L с задержкой в каждом положении на 5 сек, переводим селектор в нейтраль и глядим на щуп. У разных коробок глядится по своему.

V4AW2 имеет 4 метки на щупе - COLD (min, max) и HOT (min, max). Соответственно, на холодную атф должен быть на уровне COLD между метками min и max, а на горячую (после пробега в 5-10 км) - между метками HOT.

V4AW3 имела разные щупы. До 98 года щуп с 4мя метками (как на AW2), после 98 года - с 3мя метками. Соответственно проверка уровня на щупе акпп с 4мя рисками идентична AW2.
V4AW3 с 96 года имеет 3 метки на щупе - COLD (min, max) и HOT. Проверка уровня - идентична V4AW2. Только на горячую атф должно быть близко к метке HOT.

Это в идеале, при 20 градусах тепла. :;-): В реальности +- 5 мм туда-сюда по уровню масла не страшно совсем, а вот +- 1-2 см - уже не хорошо, уровень срочно корректировать.

Если с атф всё замечательно, а акпп всё равно чудит (переключается с ударами или с задержками (из режима в режим переключение должно быть в течении 2х секунд), не адекватно реагирует на педаль газа, не едет, шумит, вибрирует), значит проблема в внутренностях акпп и/или эбу и датчиках, "умер" ДПДЗ или же трос управления акпп пришёл в негодность.
И всё это однозначно повод обратится к доктору. ::'(: А то заноза в заднице может привести к заражению крови всего организма (простите, такая вот аллегория). ::-D:

Отчего умираю акпп.
1. От перегрева. Достаточно побуксовать в говнах на D и готовьтесь к последствиям. Также для перегрева достаточно чтобы радиатор акпп был забит пухом, грязью или прочим барахлом, препятствующему нормальной теплоотдаче.
2. От утечек масла. Утечка может быть через трубки контура охлаждения акпп. Или же через передний или задний сальники акпп.
Если вы обнаружили под машиной капли "крови" АТФ и при этом уровень в гуре не убежал, то это масло из акпп.
3. От старости. Такое бывает если долго не менять масло в автомате. Старое масло приводит к одубению резиновых манжет в барабанах акпп, а задубевшая резинка давление ну никак не держит в нужном месте. Результат - горят фрикционы, коробка под переборку.

Проблемы коробки V4AW2.
1. Работа коробки очень сильно зависит от исправности троса управления акпп. Поэтому если трос вылез из оплётки или разлохматился, переломился - то его нужно менять. Процедура замены - только со снятием поддона с акпп, иначе никак. Никакие дпдз и иже с ними на работу этой акпп не влияют вообще.
2. Из-за проблем с электрикой умирает 4я передача. А точнее, стоит электронная схемка, которая на основе температуры ож двигателя разрешает или запрещает включение 4 передачи.
Если есть проблемы с общей массой в авто, проблемы с проводкой - то это может привести к сгоранию пакета 4й передачи.
3. Смерть соленоида ОД или 4й передачи. Как правило забивается канал внутри этого соленоида, но это бывает если машину совсем не любили. Спасает замена соленоида.
4. Переключатель селектор, он же ингибитор, он PRNDL-переключатель. Из-за него не работает индикация на приборке, не горят в реверсе фонари зх, не работает 4я передача. Лечится покупкой нового, не очень бюджетно - 4-7 тыс рэ.

Если говорить в целом про эту коробку - то она достаточно надёжная и долговечная при должном уходе и эксплуатации. Даже при сгоревших фрикционах она может ехать, не так как нужно, но может.

Проблемы коробки V4AW3.

1. На работу акпп влияет трос управления (соотв. рекомендации те же что и для AW2).
2. ДПДЗ, оно же TPS, оно же датчик положения дросселя/тяги тнвд. От времени перетираются контакты в самом начале хода, из-за этого начинаются толчки и пинки при работе акпп. На бензинке этот датчик меняется на такой же от бензинового Галлопера 2 (сам с таким езжу), для дизеля нужно шаманить. Новый датчик регулировать только в соотв с мануалом.
3. Датчики скорости в приборке и на раздатке имеют свойство дохнуть, но не часто. Без них не работает 4й передача, т.к. у акпп есть эбу, и оно глядит на эти датчики скорости.
4. Соленоиды в гидроблоке. Тут вариантов не много - или зависают в каком либо положении (а их всего 2 - откр и закр), или сгорает обмотка. Лечится заменой. Подходят от тоётовских акпп, но приходится шаманить с проводкой. При умирании одного из соленоидов акпп всё равно едет, и будет ехать даже с всеми 3мя дохлыми соленоидами, но не так как хочется водителю.
5. Проворот втулки гидротрансформатора. Происходит из-за раскручивания болтов крепления гт или из-за повышенного износа самой втулки (из-за повреждённого сальника маслонасоса акпп). Лечится заменой передней части маслонасоса, перепрессовка ремонтной втулки не помогает, всё равно втулку проворачивает.
6. Электроника. Иногда выходит из строя эбу акпп (стоит в салоне), датчики (1 на моторе, 1 на коробке), проводка.
7. Переключатель селектор, он же ингибитор, он PRNDL-переключатель. Из-за него коробка может не понимать как у вас стоит селектор акпп (типичный случай-рычаг на Д, а машина не переключается выше 1 или 2 передачи). Спасет прочистка, или же замена этой хрени.

В целом проблемных мест у этой акпп чуть больше, но она долговечней и динамичней в отличии от AW2.

To be continued... :*WRITE*:

ЗЫ: Пишу это для людей, т.к. тем по акпп уже достаточно и большинство с однотипными симптомами.
ЗЗЫ: Сервис мануал по обслуживанию П2 - ТУТ!

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 19 дек 2010, 04:49
Владимир Михайлович
"""V4AW3 имеет 3 метки на щупе - COLD (min, max) и HOT. Проверка уровня - идентична V4AW2. Только на горячую атф должно быть близко к метке HOT."""

У меня на щупе ЧЕТЫРЕ метки. Чешу репу...

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 19 дек 2010, 11:25
ZILLA
владимир михайлович, сделаю поправку. Вчера ночью писал пост. V4AW3 были 2х варинантов исполнения - до 95 и после 95. Т.к. у меня П2 рестайловый - там 3 метки. На коробках которые были до 95 года видимо 4 метки. Так что не пугайтесь. :)

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 20 дек 2010, 14:41
samodelkin401
Я залил в АКПП V4AW2 оригинальное масло DIA QWEEN ATF SP-3,стоит ли его менять пока не поздно на DEXRON-2 и какой лучше брать???

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 20 дек 2010, 15:01
ZILLA
samodelkin401, при замене поддон снимали? Много ли там было "гуталина" на магнитах? Сколько уже проехали на на SP3? И каково поведение коробки?

Dimon072, небольшой излишек масла есть в акпп. Грамм 200 можно через щуп вытянуть шприцем и трубкой от капельницы.

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 20 дек 2010, 15:11
Dimon072
спасибо..понял..и еще один вопрос потому что поломанная коробка сниться мне в ночных кошмарах..я поменял полностью масло без снятия поддона и мойки фильтра, слил масло уже было темно коричневое..не знаю когда его меняли крайний раз..есть ли СМЫСЛ снять поддон, полностью промыть систему 13-15 литрами. или обойтись частой частичной заменой..заранее спасибо

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 20 дек 2010, 15:17
ZILLA
Dimon072, поддон скинуть всегда полезно, т.к. можно по осадку в поддоне понять что с акпп. Уж тем более что на старом масле откатали тыс 50 км точно. Можно обойтись 8-10 литрами атф в вашем случае. При слитии масла с поддона с AW3 коробки сливается около 5 литров атф.

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 20 дек 2010, 16:06
samodelkin401
Масло менял после покупки. Поддон снимал,заменил фильтр,грязи на магнитах было совсем чуть-чуть масло было чистое без грязи и запаха гари, на SP-3 проехал 12000км.В принцепе коробка ведет себе нормально только идёт запаздывание при включение R и небольшой толчок со 2 на 3 при резком разгоне при спокойной езде всё ОК.

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 21 дек 2010, 19:15
vlad13
Изображение
Изображение
Изображение
Менять масло лучше со снятием поддона ,у меня много лишнего нашлось :*THANK*:

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 22 дек 2010, 21:32
НЕЗНАЙКА
а если не подсоединен тросик коробки (тот который к ТНВД идет) это страшно?????

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 22 дек 2010, 21:47
ZILLA
vlad13, кто-то по доброте душевной протирал поддон ветошью? :) Суда по виду это волокна ткани спрессованные потом атф через фильтр.

samodelkin401, запаздывание на реверс может быть из-за засоренности гидроблока. Д3 лучше вымывает всё бяку из барабанов, но при этом вся эта мелочь забивается в клапанах.

НЕЗНАЙКА, коробку не убьёте, но переключается она не так как нужно.

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 28 янв 2011, 05:20
Tymans
Это очередная бредовая идея :) (точнее она уже давно зреет) из серии хочу все знать, я коробку АКПП хочу с другими передаточными числами. Получается по разведданным интернета которые я собрал в течении года, что похожие коробки стоят на маркообразных (03-71L), на таун айсе (03-70L), и эскудо (03-71LE), иногда встречаются на сурфах (03-72L прям почти родные). Это значит двигателя 2C-T, 1G-FE, 2LT, 3S, 3C-T Отличие у всех по передаточным числам бывает. Гидромозги пока не главное, важны передаточные числа, в частности хотя бы тогда на четвертой передаче заменить, она правда больше для загорода. Так и как это можно сделать.
Почему 3 прямая, в чем такой великий смысл ее, почему нельзя сделать больше меньше было? Проездив уже как больше года на своем деда-Пыже пришел к выводу что из за редуктора с 5.28 динамика лучше, но скорость ниже, потому и думаю либо колеса на 32" либо передаточные по возможности другие. Так а вторую и четвертую на что можно поменять с какими передаточными? Если все как ты говорил то на дизеле самые низкие (то есть уже у меня?, а 0.6 бывает? )
Просто делюсь своими мыслями с собратом, за советом и помощью. Я уже сам запутался. Тока крылья чур не рубить, просто не могу понять почему переключения идут на высоких оборотах (около 2000, регулировки не помогут уже все давно перепробовано, лучший результат достигнут вообще без троса кикдауна езда так с мая того года), единственные варианты которые пока наковырял это нет давления прокладки ссохлись и идут потери, либо из за передаточных чисел! Количество работ на лето растет.

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 28 янв 2011, 10:50
ZILLA
Tymans, вариант акпп LE - сразу отметаем, т.к. будет возня с электрикой. Чтобы переделать передаточное на 3й передаче нужно переделывать промежуточный вал в акпп и заднюю планетарку.
Про ГП - 5.25 - самая не скоростная пара. Хотите ездить быстрей 4.875 или меньше.
А переключения у вас идут в нормальном диапазоне. 03-72 так и должна работать.

НЕЗНАЙКА,нужно глядеть мануал, т.к. тпска в дизеле другая. Как вариант можно поглядеть на сканере MUT2.

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 28 янв 2011, 14:48
Tymans
ZILLA спасибо за пояснения. Значит тока один выход остается 32" линейная скорость возрастет а с моей ГП двигатель такую нагрузку даже не почувствует, мост менять это не по мне, иначе деда-Пыж потеряет смысл на гряземесе.
А почему она так переключает на высоких, в чем смысл? Где логика? И что все автоматы так работают по такому алгоритму?
Я натягивая, до сброса на первую, шел на второй при 1200-1300 по прямой, так значит эти обороты можно было бы и сделать при меньших переключения. Получается как на механике тянет до талого в верха а потом переключает. Просто мне с моей ГП, двигатель нагрузку не чувствует, он из-за этого не греется даже, а я то думал что дело в коробке, на самом деле коробас исправен (к этому выводу пришел лишь спустя год эксплуатации, а все думал проскальзывает типа фрикционы изношены, и предыдущий хозяин тоже самое видимо думал).

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 03 фев 2011, 04:33
Хан
Всё же наверное сюда, возможно кому и поможет. Многие сталкивались с проблемой подключения 4 скорости на коробке V4AW2, то есть, как и писалось множество раз, проблема либо в датчике температуры, цепи с реле от кнопки овердрайва либо в клапане 4 скорости. Так вот, так как коробка ставилась как на мицубиши, так и на тойоты, клапан 4 скорости взаимозаменяем, в моёй коробке этот самый датчик и полетел, сам датчик нового образца, то есть при подаче на него питания щёлкает и открывается, соответственно при отключении питания клапан закрывается. Так как меня жаба задавила покупать новый клапан, я нашёл клапан старого образца, с шариком, то есть при подаче на него питания клапан закрывается и скорость отключается. Я поменял на кнопке овердрайва в разъёме под прикуривателями два конца местами (это на самом разъёме в нижнем ряду колодки идут 3 провода) если поменять местами второй и третий провода, то питание при включении кнопки будет отключено,то есть на клапан подаватся не будет, соответственно при нажатии в режиме отключения питание на клапан пойдет и скроростей будет только 3. Желаю всем удачи.

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 06 фев 2011, 01:27
molotok59
Я опять про масло... Написано много, мнения есть разные... Для V4AW2(3)-масло SP-2(Dexron2). Dexron 3 сокращает ресурс коробки, т.к. он более "скользкий", время сцепления (проскальзывания) фрикционов при переключениях увеличивается, они сильней от этого нагреваются и изнашиваются (как я понял). У меня вопрос про Transmax E ,оно типа для авто пр-ва стран Азии и указаны обе спецификации: SP-2 , SP-3. Кто-нить юзал данный продукт??? Что думает Автор темы??? В поиске мусор. Мне еджик достался с Castrol AMX (Dexron3), не хотелось бы слезать с синтетики .

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 06 фев 2011, 12:20
ZILLA
molotok59, не использую кастрол вообще, т.к. самое подделываемое масло. Не хотите слезать с синтетики - купите Д2Е. :)

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 09 фев 2011, 15:58
alekzander2708
Приветствую!
тоже есть вопрос:
АТФ в АКПП довольно быстро поменяло цвет с красного на коричневый, оставаясь прозрачным и без горелого запаха -
скажем это призошло в течении месяца после замены (менял всё масло в 2 приёма, отсоединяя шланг с радиатора АКПП).
Такое изменение цвета - криминально в отношении состояния коробки?

PS: в догонку: по мурзилке (комплектация V46WGRXFL6) - у меня AW3, а на щупе - 4 метки... :%): - есть ли информация по отличиям в щупах?

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 10 фев 2011, 22:27
ZILLA
alekzander2708, варианта 2 - или много бяки в поддоне было, или радитатор акпп грязный внутри.

Про трос - AW3 была 2х модификаций по 95 год (на щупе 4 метки) и после 95го - на щупе 3 метки.

Re: ФАК по АКПП Pajero 2/Montero 2

Добавлено: 11 фев 2011, 21:08
ZILLA
alekzander2708, есть смысл в промывки системы акпп. Начать стоит с радиатор акпп (внутри и снаружи).