Страница 1 из 3

Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 22 окт 2018, 12:57
dvm99
Писать я коротко не умею, так что извиняйте за "кирпич" :)
Но, как я понял, тема эта плохо прокопана на форуме, а она довольно важная!
Начну из далека... Был у меня Боливар1 (см. подпись внизу), но почил в Лету. Хорошо разбили мне его. Состояние кузовни было не ахти и без этого, восстанавливать не было смысла. Поэтому распилил его "на дрова" и донорские з/ч.
После этого появился у меня Боливар 2. После покупки заметил, что АБС не работает, считал ошибку- нет сигнала от переднего правого датчика. Полез разбираться, оказалось что там стоит неродной кулак, и на нём даже дырки под датчик не предусмотрено.
Ну что, есть донорский механизм в сборе, проблем с ним не было. Переставляю целиком, не заморачиваясь. Хоть машина у меня эксплуатируется эпизодически, для выезда в лес и т.п., но всё же и на дальняк, и по буеракам, прокатал года за два тысяч 5. При переобувке всегда люфт ступиц проверял, всё было нормально, даже не было нужды подтягивать ни разу.
Нынче семёй шикарно отдохнули- скатались в "Уральский рейд" http://pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/viewtopi ... 4&t=164823 . Несколько дней по Уральским горам, дорога не самая жуткая, но много участков с водой- броды и многокилометровые лужи до порога, правда грунт в основном плотный.
Где-то посередине пути на одном из сырых участков справа начало скрежетать. Звук точь в точь, как будто камень между диском и кожухом попал. Пробовал катнуться назад,- не помогло. Даже пытался руками там полазить, кожух поотгибал,- тоже без результата. Но всё же засела мысль, что всё-таки где-то камушек сидит, звук ооочень похожий. Ну и я забил на него... Тем более, что ехали не одни, и тормозить весь "паровоз" не хотелось.
Что ещё заметил, въезжаешь в лужу, звук пропадает! Выехал, и через несколько десятков метров он опять появляется. И так от лужи до лужи. Вся эта котовась длилась где-то 20 км.
Но проехали мокрый участок, и через какое-то время, звука не стало. Естественно я успокоился...
После этого была трасса в сумме около 1000км. По приезду домой немного покатался, в т.ч. и в леса по говнам.
И вот нынче при переобувке проверяю правое колесо, а там люфт навскидку 1 мм или более.
Разбираю ступицу, а там полная ...опа, которую сейчас покажу и опишу как смогу.
Итак...
Картина маслом, вернее уже не маслом, а гумном, которое образовалось в результате попадания воды. Рыжий/коричневый цвет - это элементарная ржавчина.
P1090303.jpg
P1090306.jpg
Ступицу еле стянул. Внутренний подшипник с сальником остались на цапфе. этот подшипник стягивал с матюками. Со своего посадочного сдёрнул, вбивая ножи и разнокалиберные отвёртки а потом уже и лопатку между торцом подшипника и цапфой.
Это важный момент (что подшипник так прикипел), потому что стягиваться он должен свободно, без лишних усилий! Ниже об этом моменте я ещё расскажу...
Через посадочное место наружного подшипника уже протаскивать его не стал, т.к. упереться съёмником некуда (приводной вал я не вынимал), а свободно от руки он нелез . Тупо распилил его болгаркой.
Вот теперь начинается философия! ::-D:
Признаюсь, тему изучил ещё до того как полез в ступицу, поэтому психологически было легче воспринимать и оценивать увиденное.
Поясняю, что где находилось на цапфе.
P1090311.jpg
В месте установки наружного подшипника, на переходе к чистому месту образовался бортик.
Т.е. внутренняя обойма наружного подшипника висела, потеряла свою посадку. А она (посадка) в этом месте должна быть. Небольшая, но должна! В моём случае её не было вообще, т.е. обойма болталась. Мало того, выше обозначенный мной бортик получился с наклёпом. Поэтому я и не смог внутренний подшипник через него протащить.
Но это ещё не всё.
Внутренняя обойма подшипников должна вращаться при работе. Не быстро, а по чуть-чуть (микро), но должна! И это вращение расчётное, т.е. заложено производителем.
Смотрим на б/у-шную гайку, которой тянутся подшипники и видим борозду.
P1090266.jpg
Кому интересно, вот здесь про гайку и проворачивание обойм подшипников http://pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/viewtopi ... 5&start=45 всё хорошо разжёвано со ссылками на источники.
Т.е. по сути когда мы подтягиваем прослабший подшипник, мы компенсируем выработку, образующуюся на гайке в результате трения об обойму наружного подшипника, а не только выработку подшипника.
Если обойма подшипника не вращается в силу каких-то причин, это говорит о неправильной работе подшипника.
Возвращаюсь к сбоим баранам...
В моём случае беда подкралась из-за угла, а именно- из-за плохого сальника.
Оказалось, что стоял неоригинал и, похоже, довольно убитый. С сильным затоплением колёс я до нынешнего лета не катался, поэтому всё было более-менее хорошо. А как только дошло до активных водных процедур, плюс ещё песок в воде, процесс убийства цапфы не заставил себя долго ждать. Предполагаю, что сначала стал подклинивать наружный подшипник, и его обойма стала проворачиваться больше чем нужно, что и подъело цапфу.
Теперь этот кулак скоро отправится в утиль, ищу новый.
Ну и увиденное мной на этой стороне естественно сподвигло вторую, левую ступицу тоже покачать с пристрастием. Покачал, люфт тоже был, но намного меньше, еле уловимый.
Разобрал её таки для уверенности... След от попадпния воды со стороны сальника тоже был, но буквально рыжеватой каёмочкой возле сальника (фотки нет). Сам сальник без выраженных повреждений, но рыжина- это ржавчина однозначно! Поэтому всё перебрал, подшипники промыл и смазал, сальник заменил...
Так же разобрал ступицу, кулак которой не имеет дырки под датчик АБС. Он валялся в гараже уже два года, и каково было моё удивление, что и там влага поорудовала! Сальник так же- вполне приличного вида.
P1090312.jpg
Эти две последние ступицы разбирались хорошо от руки, ничего не выбивалось.
Таким образом, резюмируя, можно отметить, что узел цапфы и ступицы очень чувствителен к состоянию сальника. Если лезть в воду "по уши", то нужно быть в этом уверенным!
Ну и каждый раз, обнаружив люфт ступицы, может стоит вспомнить, не катался ли я по воде ? :) Может стоит перебрать целиком, а сальник поменять...
Вот сейчас проблема- найти б/у-шный кулак, чтоб не нарваться на такого же утопленника как у меня, т.к. чаще всего продают всё в сборе со ступицей и диском. Разбирать многим не охота.
А ведь вроде как его подтянул, и порядок, люфта нет. А этого мало!

Кстати, про сальники...
Тоже интересный момент. Заказал в экзисте оригинал, дык вот он отличается от тех, что я снял с последних двух ступиц. На этих ступицах стояли японские NOK, а те сальники, что пришли - POS корейские.
Отличаются торцевым бортиком. На NOK бортик более мощный, и угол наклона внутрь, у POS угол наклона в обратную сторону, и бортик как сопля тонкий. В общем мне POS не понравились.
P1090348.jpg
P1090351.jpg

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 22 окт 2018, 13:10
Жипер
Дима, при интенсивной езде по воде - эта самая вода в ступице будет всегда, независимо от состояния сальников.
От сальников зависит только количество воды в ступице.
Я спортоведро перебираю после каждых трофей.
Экспедиционник минимум 2 раза в год.
Ахтунгов не было уже.... в общем много лет не было.
А по молодости разок даже колесо попыталось вклинить. :)

Р.S. Сальники меняю раз в 3-4 года.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 22 окт 2018, 13:31
dvm99
Жипер писал(а):Дима, при интенсивной езде по воде - эта самая вода в ступице будет всегда, независимо от состояния сальников.
От сальников зависит только количество воды в ступице.
Вот я тоже к такой мысли свёлся, что не может сальник все стихии удержать...
К тому же есть ещё такой момент, особенно в жару летом, что когда ты из жары в холодную лужу ныряешь, ступица делает "резкий вдох", т.е. в ней создаётся разрежение.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 22 окт 2018, 13:59
мах578
Даже и не в жару, ступица нагревается от езды/торможений и при нырке в воду будет быстрое охлаждение.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 22 окт 2018, 20:49
Polimetil
Очень полезная статья. Мне тоже предстоит скоро, вернее сказать завтра. Думал ограничится подтягиванием, но пожалуй лучше заменю подшипники.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 22 окт 2018, 21:54
dvm99
Polimetil писал(а):Очень полезная статья. Мне тоже предстоит скоро, вернее сказать завтра. Думал ограничится подтягиванием, но пожалуй лучше заменю подшипники.
Ну, ХЗ... Лично я не привык менять всё подряд... Ибо небогатый...
Купить заранее конечно можно, не сгниют... А сальники уж заодно, обязательно. Но если стоят родные подшипники Timken, то я бы 10 раз подумал и перепроверился, что они убиты, прежде чем их выкидывать.
Снять ступицу, и удостовериться, что вода не натворила бед- это всегда ЗА! Подшипники можно промыть, смазть и поставит назад, если проблем нет, сальник заменить.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 23 окт 2018, 17:20
Polimetil
Он захрустел.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 24 окт 2018, 00:44
triode-master
Добавлю... для тех кто не в курсе.
Предотвратить попадание воды можно с помощью проставочных колец - устанавливаются под стопорное кольцо шруса.
Кольца продаются комплектом разной толщины.
Подкладывая кольца, регулируем прижатие шруса к сальнику поворотного кулака.
Конечно если сальник изношен, то не работает.
В идеале не должно быть продольного люфта, но при переборе возможно слетание кольца, при поворотах руля.

И смазка... я набиваю всё свободное пространство примерно на 70%.
Использую nlgi 2.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 24 окт 2018, 06:20
dvm99
triode-master, это ты пишешь про обратную сторону кулака, т.е. со стороны привода, а тема про ступичную часть. Если на счёт воды, то эти полости не связаны между собой.
triode-master писал(а):я набиваю всё свободное пространство примерно на 70%
Это бесполезно, а может даже и вредно... От воды смазка не спасает, от воды спасает только герметичность.
Если вода попала в смазку, и узел при этом работает, то образуется эмульсия. Вода из неё не уходит или уходит ооочень медленно. При этом создаются неплохие условия для коррозии под такой смазкой. Именно вода из этой эмульсии и губит всё. Чем больше смазки, тем больше эмульсии.
Что такое эмульсия в пластичной смазке, вот в этом тесте видно хорошо. Белёсость смазки после купания- оно и есть.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 24 окт 2018, 11:38
triode-master
dvm99 писал(а):triode-master, это ты пишешь про обратную сторону кулака, т.е. со стороны привода, а тема про ступичную часть. Если на счёт воды, то эти полости не связаны между собой.
Вот те раз, ну а в ступицу как вода попадает?
Именно, самый уязвимый узел изначально - сопряжение кулака и шруса, всё оттуда начинается.
Умирает игольчатый. появляются люфты и пути для прохождения воды.

По ролику, смотреть не стал, у персонажа все ролики связаны с рекламой чего либо.
Осмелюсь предположить что в конце он скажет что рекламируемая смазка ни чем не хуже именитых
производителей, а может и лучше. Ну у него все ролики такие.

По смазке, тут можно согласится и не согласится.
Когда нет места для воды, ей попросту некуда затекать.
Да согласен если попадёт, то там где вращение будет эмульсия.
Так нужно просто сделать чтобы для неё не было места.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 24 окт 2018, 12:30
dvm99
triode-master писал(а):Вот те раз, ну а в ступицу как вода попадает?
Именно, самый уязвимый узел изначально - сопряжение кулака и шруса, всё оттуда начинается.
Умирает игольчатый. появляются люфты и пути для прохождения воды.
Узел привода (где игольчатый) со ступицей не связан никак = сквозная дырка навылет через цапфу, прикрытая снаружи колпачком. Всё!
Полость ступицы (где ступичные подшипники) = с внутренней стороны прикрыта сальником, с наружной- фланцем привода колеса через герметик. Дырка в этом фланце со шлицами не имеет контакта с внутренней полостью ступицы.
triode-master писал(а):По ролику, смотреть не стал, у персонажа все ролики связаны с рекламой чего либо.
Да я предлагал только поглядеть, как эмульсия в смазке выглядит в конце ролика.
triode-master писал(а):Когда нет места для воды, ей попросту некуда затекать.
Ей и так неоткуда затекать, кроме как через сальник.
Если воды много (колесо утоплено), то он и не справляется. Особенно если резко охладить, что-то да попадёт.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 24 окт 2018, 12:46
Жипер
triode-master писал(а):
Вот те раз, ну а в ступицу как вода попадает?
Именно, самый уязвимый узел изначально - сопряжение кулака и шруса, всё оттуда начинается.
Умирает игольчатый. появляются люфты и пути для прохождения воды.
Мимо.
В ступицу, в первую очередь, вода попадает через сопряжение ступица-поворотный кулак.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 24 окт 2018, 12:49
Жипер
triode-master писал(а): По смазке, тут можно согласится и не согласится.
Когда нет места для воды, ей попросту некуда затекать.
Да согласен если попадёт, то там где вращение будет эмульсия.
Так нужно просто сделать чтобы для неё не было места.
Не нужно соглашаться или нет.
Нужно просто посмотреть как набивают смазку производитель.
Посему твоя рекомендация - как минимум неуместна.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 24 окт 2018, 21:46
dvm99
А я вот что-то даже в замешательстве, надо ли сальник ступичный мазать?
В мануале этого нет! По крайней мере дотошные японцы не указали...
По нему мажутся только подшипники...
555555555555555555.gif
А вот сальник привода (возле игольчатого), там смазка по мануалу показана.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 24 окт 2018, 21:53
Fakir
На твоей же картинке указана смазка сальника. :;-):

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 24 окт 2018, 22:06
dvm99
Fakir писал(а):На твоей же картинке указана смазка сальника. :;-):
Если ты про верхний рисунок, то присмотрись, там тоже подшипник указан!
Единственное, если промахнулись :)
Но даже в английском мануале так же показано.
Для примера- сальник привода. Всё чётко и понятно!

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 25 окт 2018, 00:50
Fakir
Не надо так усложнять. На рисунке показан и указан под номером 2 сальник, подшипники показаны на другом рисунке под номерами 1 и 3.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 25 окт 2018, 07:23
мах578
Чисто так, вариант, чтоб предотвратить попадание воды: В линейках смазок есть консистентные смазки для водной техники, смазываются узлы которые работают непосредственно в воде (например посадка гребного винта на вал, там тоже шлицевая посадка) дак вот эта смазка НЕ вымывается водой и НЕ создается эмульсия. очень липкая на ощють не смывается даж с мылом. У меня на подвеснике ямахе винт намазан был 6-ть сезонов в воде с мая по ноябрь нифига не смылась. может ей полость сальника мазать. И кстати она почти не смешивается с обычными смазками типа литол. начало каплеобразования около 150гр.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 25 окт 2018, 07:31
мах578
https://liquimoly.ru/item/25042.html вот например, но эту сам не мацал.

Re: Передний кулак, иже с ним...

Добавлено: 25 окт 2018, 07:42
dvm99
мах578 писал(а):Чисто так, вариант, чтоб предотвратить попадание воды: В линейках смазок есть консистентные смазки для водной техники, смазываются узлы которые работают непосредственно в воде (например посадка гребного винта на вал, там тоже шлицевая посадка) дак вот эта смазка НЕ вымывается водой и НЕ создается эмульсия. очень липкая на ощють не смывается даж с мылом. У меня на подвеснике ямахе винт намазан был 6-ть сезонов в воде с мая по ноябрь нифига не смылась. может ей полость сальника мазать. И кстати она почти не смешивается с обычными смазками типа литол. начало каплеобразования около 150гр.
А сальник дуба не даст? :)
Почитал по ссылке. Там про воздействие на резину ничего не сказано.