Передний кулак, иже с ним...
Добавлено: 22 окт 2018, 12:57
Писать я коротко не умею, так что извиняйте за "кирпич"
Но, как я понял, тема эта плохо прокопана на форуме, а она довольно важная!
Начну из далека... Был у меня Боливар1 (см. подпись внизу), но почил в Лету. Хорошо разбили мне его. Состояние кузовни было не ахти и без этого, восстанавливать не было смысла. Поэтому распилил его "на дрова" и донорские з/ч.
После этого появился у меня Боливар 2. После покупки заметил, что АБС не работает, считал ошибку- нет сигнала от переднего правого датчика. Полез разбираться, оказалось что там стоит неродной кулак, и на нём даже дырки под датчик не предусмотрено.
Ну что, есть донорский механизм в сборе, проблем с ним не было. Переставляю целиком, не заморачиваясь. Хоть машина у меня эксплуатируется эпизодически, для выезда в лес и т.п., но всё же и на дальняк, и по буеракам, прокатал года за два тысяч 5. При переобувке всегда люфт ступиц проверял, всё было нормально, даже не было нужды подтягивать ни разу.
Нынче семёй шикарно отдохнули- скатались в "Уральский рейд" http://pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/viewtopi ... 4&t=164823 . Несколько дней по Уральским горам, дорога не самая жуткая, но много участков с водой- броды и многокилометровые лужи до порога, правда грунт в основном плотный.
Где-то посередине пути на одном из сырых участков справа начало скрежетать. Звук точь в точь, как будто камень между диском и кожухом попал. Пробовал катнуться назад,- не помогло. Даже пытался руками там полазить, кожух поотгибал,- тоже без результата. Но всё же засела мысль, что всё-таки где-то камушек сидит, звук ооочень похожий. Ну и я забил на него... Тем более, что ехали не одни, и тормозить весь "паровоз" не хотелось.
Что ещё заметил, въезжаешь в лужу, звук пропадает! Выехал, и через несколько десятков метров он опять появляется. И так от лужи до лужи. Вся эта котовась длилась где-то 20 км.
Но проехали мокрый участок, и через какое-то время, звука не стало. Естественно я успокоился...
После этого была трасса в сумме около 1000км. По приезду домой немного покатался, в т.ч. и в леса по говнам.
И вот нынче при переобувке проверяю правое колесо, а там люфт навскидку 1 мм или более.
Разбираю ступицу, а там полная ...опа, которую сейчас покажу и опишу как смогу.
Итак...
Картина маслом, вернее уже не маслом, а гумном, которое образовалось в результате попадания воды. Рыжий/коричневый цвет - это элементарная ржавчина.
Ступицу еле стянул. Внутренний подшипник с сальником остались на цапфе. этот подшипник стягивал с матюками. Со своего посадочного сдёрнул, вбивая ножи и разнокалиберные отвёртки а потом уже и лопатку между торцом подшипника и цапфой.
Это важный момент (что подшипник так прикипел), потому что стягиваться он должен свободно, без лишних усилий! Ниже об этом моменте я ещё расскажу...
Через посадочное место наружного подшипника уже протаскивать его не стал, т.к. упереться съёмником некуда (приводной вал я не вынимал), а свободно от руки он нелез . Тупо распилил его болгаркой.
Вот теперь начинается философия!
Признаюсь, тему изучил ещё до того как полез в ступицу, поэтому психологически было легче воспринимать и оценивать увиденное.
Поясняю, что где находилось на цапфе.
В месте установки наружного подшипника, на переходе к чистому месту образовался бортик.
Т.е. внутренняя обойма наружного подшипника висела, потеряла свою посадку. А она (посадка) в этом месте должна быть. Небольшая, но должна! В моём случае её не было вообще, т.е. обойма болталась. Мало того, выше обозначенный мной бортик получился с наклёпом. Поэтому я и не смог внутренний подшипник через него протащить.
Но это ещё не всё.
Внутренняя обойма подшипников должна вращаться при работе. Не быстро, а по чуть-чуть (микро), но должна! И это вращение расчётное, т.е. заложено производителем.
Смотрим на б/у-шную гайку, которой тянутся подшипники и видим борозду.
Кому интересно, вот здесь про гайку и проворачивание обойм подшипников http://pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/viewtopi ... 5&start=45 всё хорошо разжёвано со ссылками на источники.
Т.е. по сути когда мы подтягиваем прослабший подшипник, мы компенсируем выработку, образующуюся на гайке в результате трения об обойму наружного подшипника, а не только выработку подшипника.
Если обойма подшипника не вращается в силу каких-то причин, это говорит о неправильной работе подшипника.
Возвращаюсь к сбоим баранам...
В моём случае беда подкралась из-за угла, а именно- из-за плохого сальника.
Оказалось, что стоял неоригинал и, похоже, довольно убитый. С сильным затоплением колёс я до нынешнего лета не катался, поэтому всё было более-менее хорошо. А как только дошло до активных водных процедур, плюс ещё песок в воде, процесс убийства цапфы не заставил себя долго ждать. Предполагаю, что сначала стал подклинивать наружный подшипник, и его обойма стала проворачиваться больше чем нужно, что и подъело цапфу.
Теперь этот кулак скоро отправится в утиль, ищу новый.
Ну и увиденное мной на этой стороне естественно сподвигло вторую, левую ступицу тоже покачать с пристрастием. Покачал, люфт тоже был, но намного меньше, еле уловимый.
Разобрал её таки для уверенности... След от попадпния воды со стороны сальника тоже был, но буквально рыжеватой каёмочкой возле сальника (фотки нет). Сам сальник без выраженных повреждений, но рыжина- это ржавчина однозначно! Поэтому всё перебрал, подшипники промыл и смазал, сальник заменил...
Так же разобрал ступицу, кулак которой не имеет дырки под датчик АБС. Он валялся в гараже уже два года, и каково было моё удивление, что и там влага поорудовала! Сальник так же- вполне приличного вида.
Эти две последние ступицы разбирались хорошо от руки, ничего не выбивалось.
Таким образом, резюмируя, можно отметить, что узел цапфы и ступицы очень чувствителен к состоянию сальника. Если лезть в воду "по уши", то нужно быть в этом уверенным!
Ну и каждый раз, обнаружив люфт ступицы, может стоит вспомнить, не катался ли я по воде ? Может стоит перебрать целиком, а сальник поменять...
Вот сейчас проблема- найти б/у-шный кулак, чтоб не нарваться на такого же утопленника как у меня, т.к. чаще всего продают всё в сборе со ступицей и диском. Разбирать многим не охота.
А ведь вроде как его подтянул, и порядок, люфта нет. А этого мало!
Кстати, про сальники...
Тоже интересный момент. Заказал в экзисте оригинал, дык вот он отличается от тех, что я снял с последних двух ступиц. На этих ступицах стояли японские NOK, а те сальники, что пришли - POS корейские.
Отличаются торцевым бортиком. На NOK бортик более мощный, и угол наклона внутрь, у POS угол наклона в обратную сторону, и бортик как сопля тонкий. В общем мне POS не понравились.
Но, как я понял, тема эта плохо прокопана на форуме, а она довольно важная!
Начну из далека... Был у меня Боливар1 (см. подпись внизу), но почил в Лету. Хорошо разбили мне его. Состояние кузовни было не ахти и без этого, восстанавливать не было смысла. Поэтому распилил его "на дрова" и донорские з/ч.
После этого появился у меня Боливар 2. После покупки заметил, что АБС не работает, считал ошибку- нет сигнала от переднего правого датчика. Полез разбираться, оказалось что там стоит неродной кулак, и на нём даже дырки под датчик не предусмотрено.
Ну что, есть донорский механизм в сборе, проблем с ним не было. Переставляю целиком, не заморачиваясь. Хоть машина у меня эксплуатируется эпизодически, для выезда в лес и т.п., но всё же и на дальняк, и по буеракам, прокатал года за два тысяч 5. При переобувке всегда люфт ступиц проверял, всё было нормально, даже не было нужды подтягивать ни разу.
Нынче семёй шикарно отдохнули- скатались в "Уральский рейд" http://pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/viewtopi ... 4&t=164823 . Несколько дней по Уральским горам, дорога не самая жуткая, но много участков с водой- броды и многокилометровые лужи до порога, правда грунт в основном плотный.
Где-то посередине пути на одном из сырых участков справа начало скрежетать. Звук точь в точь, как будто камень между диском и кожухом попал. Пробовал катнуться назад,- не помогло. Даже пытался руками там полазить, кожух поотгибал,- тоже без результата. Но всё же засела мысль, что всё-таки где-то камушек сидит, звук ооочень похожий. Ну и я забил на него... Тем более, что ехали не одни, и тормозить весь "паровоз" не хотелось.
Что ещё заметил, въезжаешь в лужу, звук пропадает! Выехал, и через несколько десятков метров он опять появляется. И так от лужи до лужи. Вся эта котовась длилась где-то 20 км.
Но проехали мокрый участок, и через какое-то время, звука не стало. Естественно я успокоился...
После этого была трасса в сумме около 1000км. По приезду домой немного покатался, в т.ч. и в леса по говнам.
И вот нынче при переобувке проверяю правое колесо, а там люфт навскидку 1 мм или более.
Разбираю ступицу, а там полная ...опа, которую сейчас покажу и опишу как смогу.
Итак...
Картина маслом, вернее уже не маслом, а гумном, которое образовалось в результате попадания воды. Рыжий/коричневый цвет - это элементарная ржавчина.
Ступицу еле стянул. Внутренний подшипник с сальником остались на цапфе. этот подшипник стягивал с матюками. Со своего посадочного сдёрнул, вбивая ножи и разнокалиберные отвёртки а потом уже и лопатку между торцом подшипника и цапфой.
Это важный момент (что подшипник так прикипел), потому что стягиваться он должен свободно, без лишних усилий! Ниже об этом моменте я ещё расскажу...
Через посадочное место наружного подшипника уже протаскивать его не стал, т.к. упереться съёмником некуда (приводной вал я не вынимал), а свободно от руки он нелез . Тупо распилил его болгаркой.
Вот теперь начинается философия!
Признаюсь, тему изучил ещё до того как полез в ступицу, поэтому психологически было легче воспринимать и оценивать увиденное.
Поясняю, что где находилось на цапфе.
В месте установки наружного подшипника, на переходе к чистому месту образовался бортик.
Т.е. внутренняя обойма наружного подшипника висела, потеряла свою посадку. А она (посадка) в этом месте должна быть. Небольшая, но должна! В моём случае её не было вообще, т.е. обойма болталась. Мало того, выше обозначенный мной бортик получился с наклёпом. Поэтому я и не смог внутренний подшипник через него протащить.
Но это ещё не всё.
Внутренняя обойма подшипников должна вращаться при работе. Не быстро, а по чуть-чуть (микро), но должна! И это вращение расчётное, т.е. заложено производителем.
Смотрим на б/у-шную гайку, которой тянутся подшипники и видим борозду.
Кому интересно, вот здесь про гайку и проворачивание обойм подшипников http://pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/viewtopi ... 5&start=45 всё хорошо разжёвано со ссылками на источники.
Т.е. по сути когда мы подтягиваем прослабший подшипник, мы компенсируем выработку, образующуюся на гайке в результате трения об обойму наружного подшипника, а не только выработку подшипника.
Если обойма подшипника не вращается в силу каких-то причин, это говорит о неправильной работе подшипника.
Возвращаюсь к сбоим баранам...
В моём случае беда подкралась из-за угла, а именно- из-за плохого сальника.
Оказалось, что стоял неоригинал и, похоже, довольно убитый. С сильным затоплением колёс я до нынешнего лета не катался, поэтому всё было более-менее хорошо. А как только дошло до активных водных процедур, плюс ещё песок в воде, процесс убийства цапфы не заставил себя долго ждать. Предполагаю, что сначала стал подклинивать наружный подшипник, и его обойма стала проворачиваться больше чем нужно, что и подъело цапфу.
Теперь этот кулак скоро отправится в утиль, ищу новый.
Ну и увиденное мной на этой стороне естественно сподвигло вторую, левую ступицу тоже покачать с пристрастием. Покачал, люфт тоже был, но намного меньше, еле уловимый.
Разобрал её таки для уверенности... След от попадпния воды со стороны сальника тоже был, но буквально рыжеватой каёмочкой возле сальника (фотки нет). Сам сальник без выраженных повреждений, но рыжина- это ржавчина однозначно! Поэтому всё перебрал, подшипники промыл и смазал, сальник заменил...
Так же разобрал ступицу, кулак которой не имеет дырки под датчик АБС. Он валялся в гараже уже два года, и каково было моё удивление, что и там влага поорудовала! Сальник так же- вполне приличного вида.
Эти две последние ступицы разбирались хорошо от руки, ничего не выбивалось.
Таким образом, резюмируя, можно отметить, что узел цапфы и ступицы очень чувствителен к состоянию сальника. Если лезть в воду "по уши", то нужно быть в этом уверенным!
Ну и каждый раз, обнаружив люфт ступицы, может стоит вспомнить, не катался ли я по воде ? Может стоит перебрать целиком, а сальник поменять...
Вот сейчас проблема- найти б/у-шный кулак, чтоб не нарваться на такого же утопленника как у меня, т.к. чаще всего продают всё в сборе со ступицей и диском. Разбирать многим не охота.
А ведь вроде как его подтянул, и порядок, люфта нет. А этого мало!
Кстати, про сальники...
Тоже интересный момент. Заказал в экзисте оригинал, дык вот он отличается от тех, что я снял с последних двух ступиц. На этих ступицах стояли японские NOK, а те сальники, что пришли - POS корейские.
Отличаются торцевым бортиком. На NOK бортик более мощный, и угол наклона внутрь, у POS угол наклона в обратную сторону, и бортик как сопля тонкий. В общем мне POS не понравились.