Думал создать новую тему, но лучше отпишусь тут.
Сразу попрошу не судить строго, на лавры хорошего писателя не претендую, просто впечатления моего экипажа и мои лично от поездки
Вместо вступления.
Машину я начал строить еще лет 5 назад, и делал ее больше для дальних поездок, чем для соревнований. Очень хотелось покорять не дороги, а направления и просторы нашей Необъятной. Но так сложилось, что за всю историю моего Паджеры, в экспедицию я ездил лишь однажды, в Суздаль и Владимир на 3 дня, которую в 2008-м устраивал Ромик. Все выезды на природу с палатками – только соревнования, да и то раз в полгода. Потом очередной ремонт машины, которая за год выезжает со стоянки всего раза 2-3…
В общем, в какой-то момент хотелось бросить все это, продать машину и заняться чем-нибудь новым. Но, за последние пол года в жизни произошел ряд значительных перемен, и появилась возможность сгонять на дальняк, и чтоб места поглуше и поинтереснее))
Так что Тимохино предложение составить компанию на Осударевой Дороге было принято не задумываясь.
Начало.
На старт экспедиции мы выезжали сразу же после ПТФ, с кубком за 3-е место в категории П3 и не работающим генератором (в лагере так и не получилось разобраться, что с ним). Гену нам привезли наши попутчики (они же овощи

), и к вечеру машин был полностью на ходу.
Попасть на Осудареву дорогу можно двумя путями: по Ленинградке до трассы М18 Кола, и далее через Петрозаводск, или через Вологду, Вытегру и Пудож.
Мы выбрали второй вариант.
Большая часть дороги очень даже ничего, прям в лучших Европейских традициях. И разметка, и асфальт – все новенькое, с иголочки

. Еще бы поменьше подкидывало перегруженную машину на поперечных волнах свежеуложенного асфальта. Но где-то 300 с небольшим км дороги не очень. Совсем больших ям нет, но заднюю подвеску периодически пробивало.
Первую 1000 км прошли на одном дыхании, пару часов на сон, и марш-бросок до Медвежьегорска. Последний раз заправляемся, докупаем продукты и едем в начальную точку маршрута, Повенец, а вернее, на конечную точку Осударевой дороги. Ведь именно для того ее Петр и строил, чтобы спустить два фрегата на воды Онежского озера. По крайней мере, так гласит легенда.
Лагерь разбили прямо на берегу озера, рядом с деревней Пигматка. Потом ужин, песни под гитару, спор на тему ядерной физики и влияния альфа, бета и гамма излучений на человека, навеянный предложением съездить на экскурсию в Чернобыль…
В общем, пить меньше надо

.
На следующий день стартуем по маршруту. Сразу скажу, что общая протяженность нашего маршрута составила около 180 км, тем более, что задачи доехать до Нюхчи не было. Истинная цель – Сумозеро, рыбалка, отдых в компании друзей, и так на весь оставшийся отпуск.
Первые километров 50 едем по относительно неплохому грейдеру (то, что он неплохой, я понял, когда меня обогнал матиз). Потом съезжаем на грунтовку и уходим на самую интересную часть маршрута. Лес все гуще, колея глубже, много торчащих валунов. Подъехав к первому на нашем пути мостику через ручей, выходим проверить, крепко ли держится, а заодно пофоткать. Понемногу начинает темнеть, на часах почти 12 часов ночи

. Потом был еще один мостик, который проходили почти полтора часа, потом гать, еще гать, опять гать, снова гать. Периодически попадались длинные броды, но глубина у всех была не выше ступицы. Потом дорога неожиданно вышла на подобие грейдера, с грязью по колено, и через метров 700 мы упираемся в перекрывший нам дорогу бульдозер на перекрестке (припарковать его все равно негде). Не успев даже выйти из машин, к нам из вахтовки выскочил водитель этого бульдозера, со всеми поздоровался, особо не удивившись, что мы тут делаем, отогнал бульдозер, подсказал, где можно снова свернуть в лес и ушел спать. Все-таки люди здесь по-настоящему добрые и отзывчивые. Где-нибудь в Подмосковье нас бы на юх послали в пол-пятого утра

. На въезде в лес паркуемся, у Тимохи слетела шпонка на вентиляторе, машина начала перегреваться. Договорились тронуться минут через 5-10, по моей команде по рации. В рацию я крикнул только через час, да и то от того, что шея сильно затекла, пока спал сидя за рулем. Проехав еще с десяток километров, а может и меньше, Тимоха командует отбой. Ставим палатки прямо в лесу, что-то едим и падаем спать.
День второй.
То, что палатка стоит практически на болоте, я понял, только когда проснулся. Матрац вроде не стал накачивать, а лежится что-то слишком мягко. Тут главное, как в рекламе памперсов: тепло и сухо

. По быстрому умываемся в протекающем по дороге ручье, завтракаем, чай-кофе и старт. А старт начался с укладки на дорогу сандтреков (пара камешков там была ну очень больших). Переезжаем и потихоньку набираем темп. Снова гати, мостики, камешки, броды, сосны, березы, комары… Красота!! Один раз даже размотали лебедку, правда, заднюю. Тут в тему народная призказка: свинья везде грязь найдет. Ну не понравился мне длиннющий бродик, решил его сбоку проскочить. Не проскочил. Собственно, бродик оказался вполне себе безобидным, с уложенными по дну бревнами. Зато всем теперь буду рассказывать, что лебедиться пришлось, маршрут тяжелый

.
Естественно проехали мимо старого рыжего трактора, вернее, его останков, пилили здоровенную сосну, упавшую точно поперек дороги, и через несколько часов вышли к старой, заброшенной деревне. Поскольку в моем экипаже были ярые поклонники всяких абандонов (заброшенных строений), делаем длинный фото-стоп. Кстати, один домик еще во вполне приличном состоянии, для охотников в самый раз. А судя по тому, что там еще было тепло от импровизированной печки, с его нынешними обитателями мы разошлись всего на несколько часов. И еще один интересный факт: на холме, где была эта деревня, в канале 22 фм сетки ц, очень хорошо слышно Украинских таксистов, Финов и какого-то мужика с позывным «Шойгу». Интересное место

.
Флешки в фотиках закончились, едем дальше. Проезжаем еще пару вполне таких серьезных деревянных мостиков, старый песчаный карьер и выходим на грейдер до Валдая. Самая главная цель в Валдае – магазин, поскольку в моем экипаже никому не пришло в голову сделать запас сигарет на полторы недели. А еще Карельский бальзам на сувениры прикупить. Тимоха решил на всякий случай дозаправиться у местного «заправщика», но он, как оказалось, уехал. Не беда, у меня на крыше 80 литров 95-го, так что прорвемся.
Шоппинг в Валдае закончен, по машинам и в путь. Километров через 20 от Валдая увидели отворотку вправо и знак гостиница, бензин. Решили разделиться, Тимоха готовит ужин, а мы, по быстрому, за горючим и обратно. Через 10 км упираемся во вполне такую приличную базу отдыха с домиками, лодками и быками. По доброй традиции нашей команды разбудили сторожа, заправляем машину и канистры (по 45 р. за литр 92 и 95-го, между прочим, даже скидку не дали), кормим бычков хлебом и едем обратно. Приехали точно к ужину, раскладываем по тарелкам дымящиеся макароны с тушенкой, собираемся, и снова грейдер, пыль, камни, кочки. Снова съезжаем в лес, проезжаем Сумский Ям, две гати, мостик, и опять грейдер. Задолбали эти грейдеры… Все-таки по лесу да по колейке комфортней.
До финиша остается 10 км, и мы сворачиваем в лес. Через некоторое время появилась заброшенная деревня, вполне таких приличных размеров, старый мост через речку. Жаль, что многим приходится вот так бросать все и перебираться в города, места там очень красивые, рыбалка, охота… Но, видимо, се ля ви, как говорят на просторах Поднебесной

.
И вот он долгожданный финишь. Едешь себе через лес, по накатанной ровненькой колее, проскакиваешь через кусты, как вдруг бац, машина выскакивает на пляж. Привет Сумозеро
Вместо эпилога.
На этом вся оффроудная часть нашей экспедиции закончилась, и началось кемпинг-пати. Естественно, рыбалка (а куда без нее), тем более Тимоха взял с собой лодку с мотором, снова гитара у костра, игра в ассоциации (или крокодила, кто как называет), копченая рыбка, поездка в Беломорск за пивом (так, по быстрому сгонять, 7 часов туда-обратно

), плывущий через все озеро лось, комары, мошка, слепни… Жаль было уезжать, но, как говорится, работа превыше всего, отпуск стремительно подошел к концу. По дороге домой почти сразу после выезда из Беломорска, машин затроил (да, да, шестицилиндровый мотор именно затроил), и у нас получился легкий двенадцати часовой променад до Медвежки по трассе, на скорости от 3-х до 20-ти км в час. Сразу хочу поблагодарить за оказанную поддержку Маленького Мука из Москвы и Торна из Петрозаводска. Увидев наше сообщение на форуме, в теме SOS, Мук связался с Торном, и Торн нам предложил помощь в Петрозаводске, даже нашел машину, которая смогла бы нас дотащить на галстуке. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!! Вылечили паджеру в Медвежке, как оказалось, забило сетки форсунок, причем наглухо.
Дальше уже на бодрой машинке едем домой. Москва, как всегда, встретила адскими пробками на подъезде к МКАД (утро, все на работу едут). Паркуемся во дворе, душ и спать. Вечером ставим паджеру к моему штурману на прикол, забираю свою кию…
Конечно, бывалые скажут, что и маршрут лайтовый, любой пузотер пройдет, и не ездил там только ленивый.
Но оно и к лучшему, что отдых не превратился в каждодневную работу по вытаскиванию машины из говен, этого добра и на соревнованиях хватает

. Хотя… на следующий год в планах Перевал Дятлова, и Тимоха вроде собирается в те края. Ведь, если не ошибаюсь, этот перевал как раз по дороге к Маньпупунер
