ОПУС ПРО РЕМЕНЬ БАЛАНСИРОВ – ОПЫТ МОЛДАВАНИНА…
Ну вот, прочитал посты про злой ремень балансиров. Вижу, есть разделение на 2 лагеря. Долго думал к какому лагерю примкнуть. Щас обозначу свою позицию.
Заранее извиняюсь за обилие текста, но надеюсь, мой отчет кому-то поможет. Сразу оговорюсь, все написанное – это мое личное мнение, которое я ни в коем случае никому не навязываю и воспринимать его следует не как рекомендацию, а только как информацию к размышлению.
ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
1. Доводы о том, «что если стоит – значить надо» я не принимаю никогда. Не думаю, что стоит прямо боготворить японцев. Да, их машины хороши (по меньшей мере с российским автопромом), но отнюдь не совершенны (ну взять, хотя бы периодические пробои задней подвески даже на новых автомобилях MPS, разве нельзя было это исправить?). Я критично смотрю на вещи и пришел к выводу, что мне не надо быть доктором наук, чтобы внести в свою машину изменения, которые будут только к лучшему. Да и брак имеет место быть у японцев, в некоторых местах ну прям совсем наглый. К примеру: система омывателя фар (у отца на машине 2007 года выпуска, новая из салона ) - приказала долго жить в 2010 году, хотя он вообще не знал как ею пользоваться толком, кнопку через пару лет нашел

. Начал разбирать - трубка не цельная, а сделана из шут его знает сколько колен и поворотов с хомутами через каждые 5 см. Материал – полное убожество (треснула трубка в 2 местах). Сдуру поменял только эти два места – результат: через пару дней опять течи. На этот раз решил вопрос радикально: ПВХ трубку толстостенную поставил, закрепил, провел без перегибов, в обкладках по местам чтоб не терлась – все. Крышка багажника разболталась в местах демпферов окончательно – треснул металл крышки (:?%мо металл там, фольга, хотя места для демпферов ответственные. Что делать – поставил из имевшейся резинотехники упоры радиатора от РЕНО какой-то (площадь опоры увеличил). Вроде держит пока. Ну и так далее и тому подобное – в доказательство этого - ну весь форум этот потому и активный такой, что проблем много и японцам по большому счету на них начхать. Главное чтоб машина гарантийный срок отбегала – а дальше хоть трава не расти. Они ведь не ездят на таких машинах. Все пыжи, кукурузеры, труперы и патролы 99.99 % на экспорт делаются. В Японии негде ездить на них и дорого содержать (налоги высокие, парковки тесные, топливо очень дорогое). Мой начальник бывший ездил в Японию на 7 дней в турпоездку. Там одни Микры, Короллы, свифты - в общем мелочь всякая.
2. Зачем тогда балансирные валы? Думаю, тут собака чуть-чуть глубже зарыта, чем нам кажется. Причин было упомянуто немало, типа вибрации, типа гашение, типа еще шут его знает чего, флюиды мистические : ). Забыли одно: патентные права на изобретения и права на их переделку. Копните в Интернете – сразу нароете кто эту систему придумал и реализовал – он точно не японец (во всяком случае фамилия у него не японская). Не следует забывать, что автопром японский в большой своей мере основан на американских инженерных решениях с последующей доработкой (не обязательно в лучшую сторону). Патентные права – дело сложное. В общем, вполне может быть ситуация, что у них есть право производить ТОЛЬКО такой двигатель и ТОЛЬКО с валами, а исключение валов на производстве будет рассматриваться как нарушение прав и грозить судебными разбирательствами. У нас (в Кишиневе), к примеру, была тупорылая ситуация следующего характера (доходило до идиотизма, но все же): одна местная музыкальная деятельница сублицензировала свое произведение (хотя его с большим натягом можно отнести к этой категории) другому исполнителю. К договору была приложена и партитура, с инструкцией по исполнению. В одном месте предполагалось улюлюкание и определенного рода завывание. Исполнитель исполнил без этого улюлюкания и завывания, а по местам вообще отходил от оригинала. Получилось лучше оригинала. Но продолжилось претензиями и прочими делами. Потом все как-то замяли и все забыли про это. Знающие люди говорили, что улюлюкание было вставлено намеренно, дабы лицензиат не выглядел лучше этой самой деятельницы, ввиду более талантливого исполнения. Спроектируем это все на автомобилестроение и вывод напрашивается сам. А почему японский двигатель должен быть надежнее американских, а я подозреваю, что «ноги» растут именно оттуда? Ведь чем-то он должен быть хуже. Вот вам балансирные валы.
Если вспомнить Генри Форда, который производил машины не для того, чтобы их продавать, а чтобы их ремонтировать, то отсутствие валов в данном двигателе существенно ударит по карманам производителя. Вроде бы ресурс не пройден, и двигатель не совсем приговорен (ну рокера, ну клапана, ну распредвал – в классическом случае) – зато запчасти продаются, сервис работает, люди зарплату получают, трейд-ин тоже не стоит на месте. Вот как-то так я вижу эту ситуацию. Обрыв ремня жизни не угрожает – это вам не коврик на Тойоте, который за педаль газа цепляется и едешь прям как камикадзе… Тут просто рвет все в хлам, принимаешь вправо – попал в сказку – плати деньги. (а ремни – расходный материал, на них гарантию не дают). Кстати, а технология Silent Shaft (тихий вал) наверное, потому так и называется – когда она срабатывает, вал действительно делается очень тихий – писк комара слышно (еще бы, если при этом двигатель разобран и в сервисе его компоненты в разных углах лежат)

. По мне так лучше пусть тарахтит как трактор, но едет своим ходом. Судя по отзывам, рвется ремень, за немногими исключениями, после 100 тысяч км пробега, т.е. когда машина уже уходит с гарантии, производителю выгоден такой расклад.
ЧАСТЬ 2. КОНКРЕТИКУ В СТУДИЮ!
Обстоятельства: Моя машина Mitsubishi Pajero Sport GLS WIDE, 2.5 TD, M/T, с 2003 года. Эксплуатация в основном на трассе и по городу, выезды на бездорожье весьма редки и коротки – там где у нас дороги местами сравнимы с бездорожьем. Текущий пробег 145 тыс. В первый раз поменял все ремни/ролики/сальники на 97 тыс. км. Состояние всего хозяйства было не ахти. Ролики раздолбались и имели люфт, ремни имели небольшие, но трещины на наружной части. Сальники (NOK) все текли ручьем. Ужас. Ремень балансиров был в наихудшем состоянии, но держался (Mitsuboshi, ролики NTN, NSK). Молдавский дилер первое ТО с открытием крышек ремней назначил на 100 000 км. Я не стал ждать прям столько и решил сработать на опережение. Оказалось, не зря.
ЧАСТЬ 3. ПРО СНЯТИЕ РЕМНЯ – ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ СОМНЕВАЮЩИХСЯ…
Зная о пройденном расстоянии и о расстоянии, которое еще предстоит пройти (скоро лето, в Крым хочу, потом по Крыму, потом в Киев, в Карпаты, в Румынию – чего мне судьбу испытывать по дороге (ужастиков начитался по форуму)? Тем более, буксироваться на этой машине – над собой смеяться. Никто на буксир брать не захочет, да и рулем вращать без гидравлики я не Шварценеггер. В общем, остается только эвакуатор.
Сегодня я снял верхнюю крышку ремней для осмотра хозяйства - пробегал около 50 тыс. после замены всех ремней, на носу опять замена ремней (уже одного:), роликов (тоже уже одного

.
Результаты вскрытия: ремень ГРМ в хорошем состоянии, даже надпись видна отчетливо. Резина не одубевшая, под воздействием ногтя остается след. Ремень SUN. 163 зуба, нитки корда не видны нигде, края ровные. Ремень балансиров НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД без дефектов, все зубья на месте, трещин нет, следов масла нет. Под крышкой относительно чисто. Какой-то сальник уже довольно долго собирается меня покинуть, но сверху не вижу какой. Резать или не резать? (ну прям как у Шекспира…

. Долго стоял с ножом в руках как маньяк. То подходил, то отходил от машины. Потом решил: если ремень красивый такой – дай затяну, авось не пополню статистику плачевных случаев. По процедуре, открыл верхнее отверстие технологическое, загнал туда ключ…. а… вынул ключ, дай сначала проверю натяг (4-5 мм – так японцы в книге пэдээфной своей писали… ну-ну…) чем снимать карлсон, радиатор, вставил в отверстие отвертку и решил нажать ею немного на ремень, больше ни во что ее не упирая . Ну и что если не в нужной точке, но по нужной ветви (как по книге) и ближе к верхнему (правому) валу? Думал, фиг что нажмется. А вот и нет – ремень гуляет будь здоров даже при слабом нажатии, ходит туда-сюда на 1.5-2 см легко (причем ветвь там не такая длинная)! Я обомлел от такого расклада. Затянуть этот ремень, не снимая ремней навесного оборудования, у меня не получается. Кстати, регулировочная гайка (нижняя) просто шестигранная, без внутреннего шестигранника (хотя в книге по-другому нарисовано), нижнее технологическое отверстие в крышке не закрыто, вместо этого из него торчит пресловутая гайка с шайбой. Подобраться к ней не снимая вышеперечисленное, возможности нет никакой. Вспомнил про обороты, с которыми вращаются валы. Ремень не новый. Ой ой. Решил срезать. Подцепил хомутом пластиковым ремень, затянул его хорошенько, для страховки. Срезал ремень по шестерне вала ножом для гипсокартона, работать неудобно, но можно. Дернул плоскогубцами ремень (с левой стороны шестерни верхнего балансира – относительно легко он вышел из своей норы. С дрожью в руках завел двигатель. В общем, чувство неоднозначное, когда собственноручно режешь ножом хороший зубчатый ремень в исправной машине

. Но я его переборол, и вот результаты:
1. Все лампы у меня до этого гасли моментально, давление на манометре после запуска на горячем двигателе росло постепенно до 2.1-2.3 атм. на ХХ. Не изменилось ничего.
2. Вибрации на ХХ – разница не большая, по-другому немного стало звучать в салоне, видимо детали интерьера резонируют на другой частоте. Стало совсем немного шумнее. «Расколбасов» нет. Да, машина немного меняется, но заметят это не все, особенно на старых моторах. Я заметил. К слову, мой старенький ФОРД ЭСКОРТ дизельный вибрирует НАМНОГО сильнее, с исправными подушками и без балансирных валов, конечно же.
3. Кажется, двигатель чуть-чуть больше гуляет на подушках в подкапотном пространстве, а может мне чудится …
4. При движении с нормальной скоростью каких-либо изменений в динамике не заметил. Как говорил один форумчанин, «если бы у меня его украл кто-то, то я бы этого не заметил никогда».
5. Поезжу еще – дополню отчет.
ЧАСТЬ 4. ОСМОТР РЕМНЯ
Осмотрев срезанный ремень поверхностно, я сделал поспешный вывод о его годности для дальнейшей эксплуатации. А что, трещин на тыльной стороне нет даже микроскопических, зубья все на месте, геометрия их не изменилась, полотно с зубьев не отслаивается нигде. Но позднее, вытерев его тряпкой, я заметил, что на закраинах (боковинах) с обеих сторон почти по всей длине ремня виден корд – видны целые нитки, без обрывов. При «взъерошивании» закраины от ниток отходят тонкие волокна. Корд не выпирает, но виден вровень с резиной. Но на некоторых малых участках все-таки изначально корд был полностью закрыт резиной (как и на ГРМ, и так ему и должно быть закрытым). Осмотрев ремень еще внимательнее, я увидел довольно длинную ПОДПАЛИНУ (это точно подпалина, под лупой видно особенно отчетливо) на внутренней закраине, той что смотрит в сторону сальников. Ничего себе! Так он мало того что греется во время работы двигателя, он и подгорает к тому же?! Я подозреваю, что как только у ремня распечатался корд и в него стали попадать влага и пыль, он приговорен к быстрой смерти, несмотря на видимое благополучие. Неравномерно ослабляется корд, потом от нагрузок (опять же, вспомним с какими оборотами вращаются валы и как малы по диаметру их шестерни) и бокового трения начинают истираться и вылезать нити – если одна нитка цепляется за шкив, то он распускает ремень как прялка распускает старый свитер (особенно при длительной эксплуатации двигателя на больших скоростях вращения коленвала).
ЧАСТЬ 5. ВЫВОДЫ
Что я думаю о причинах обрыва ремня у людей:
Сразу оговорюсь, подделки не обсуждаем – это и так понятно.
1. Плохой ремень, ролик или подделка – многие упоминали. А оригинальный ремень, но не для такого применения – про такое никто не думал? Вполне возможно, такой же ремень идет на ГРМ какой-то машины, но не в усиленном исполнении, потому и не выдерживает нагрузки?
2. Плохое масло и злоупотребление сроками замены. Как я понял, втулки, на которых сидят валы, весьма критичны к подаче масла и его качеству. Если масло вязкость потеряло, либо его не хватает, либо фильтр масляный работает с открытым перепускным клапаном без фильтрации (потому что забит грязью), втулка может подклинить и тогда adieu – с обрывом ремня и т.д..
3. Эксплуатация в непредусмотренных температурных условиях (по холоду зимой заводят, газуют при прогреве, а масло см. п. 2.) – результат известен.
4. Попадание грязи под крышку ремня – ну, вывод напрашивается сам.
5. Материал втулок дерьмо. А что, очень похоже на правду. У меня втулка карданного вала (заднего) на 97 тыс. пробега (я не гонщик, все, гормоны отыграли свое), разболталась значительно в чулке раздатки, из которого вал выходит. Ну емае, ну что за хрень? Гулял вал конкретно – примерно на 1.5 см. в любую сторону двигать можно было. Сальники менять устал друг за другом. Выточил из бронзы новую втулку и поставил туда. Кардан не крутится со скоростью 6000 об/мин как балансиры, а втулку съело. Кардан нормальный. Если втулки балансиров из такого же материала, то они приговорены. Кстати, если кто не верит, что некоторые материалы на наших машинах дерьмо – зря он так уверен в японцах. См. шланги омывателя. Ну прямо отвратительно.
Как говорил мне один весьма неглупый инженер – британец, “perfection is not something that engineering can assume” – совершенство, это не то, что может взять на себя инженерия.
Да и подпалина на ВНУТРЕННЕЙ закраине ремня, я думаю, свидетельствует именно об износе ВТУЛОК балансирных валов в лобовине двигателя – в передней части валы начинают немного расходиться друг от друга (на малый совсем угол) и ремень сдвигается по шестерням ближе к двигателю.
Вот так я объясняю случаи, когда люди не уследили за ремнем и вроде бы на вид хороший ремень вышел из строя со всеми печальными последствиями.
ЧАСТЬ 6. ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
Если перепроектировать эту ситуацию уже на человеческий организм, то тут ситуация такая - или курить сигары время от времени, или каждый день вкушать рыбу Фугу, полностью доверившись японскому повару, пусть даже с вероятностью фатального исхода 1:5000. (Примечание автора: Фугу – очень ядовитая рыба, обитает в Японском море - весьма дорогой, но весьма сомнительной ценности деликатес японских ресторанов из категории «А смотри что я могу съесть!». Приготовление данной рыбы требует от повара многолетней подготовки. Один, пусть даже самый слабый укол плавниковой колючки данной рыбы в палец – верная смерть для уколотого индивидуума. Почему бы не оставить рыбу Фугу в покое? Ну плавает себе там – ну и чего? Так нет, они ее ловят, проваривают сутками, а потом едят маааленькими такими кусочками, улыбаясь по-идиотски друг другу). При таком раскладе я выбираю курение. Да, риск рака есть, но в достаточно отдаленной перспективе. Хотя Черчилль от одной сигары прикуривал другую, всю дорогу запивал это дело вискарем и так прожил 83 года, умерев от чего-то мало связанного с курением. Всем желаю приятных поездок!
Дмитрий.
"Я люблю путешествовать, посещать новые города, страны, знакомиться с новыми людьми." Чингисхан.