zelenogradsky писал(а):Дай Бог здоровья

вот так и научишься уму-разуму
Если есть желание разобраться и понять как что устроено и как работает - то завсегда пожалуйста. Спрашивай не стесняйся.
Этот вентилятор сразу после заводки холодного двигателя где-то минуту работает в полную мощность, т.е. заблокирован. Руками туда лучше не лазить при этом.
Связано это с тем, что гель, например за ночь, под действием силы тяжести "стекает" в нижнюю свою точку.
После заводки требуется какое-то время, чтобы под действием центробежной силы гель равномерно распределился по окружности. На это и уходит минута.
Как только гель равномерно размажется по стенкам, так сразу крыльчатка и начинает проскальзывать вокруг своего шкива. При этом вентилятор можно затормозить руками или сложенной газетой.
При нагреве под капотом (который происходит например от того, что термостат открылся и радиатор набегающим потоком воздуха отдал тепло в подкапотное пространство или включили кондиционер и конденсор стал горячим) происходит тепловое воздействие на гель. Он твердеет и заставляет вентилятор крутиться вместе с двигателем.
Как только жара под капотом снижается, гель остывает и вентилятор опять начинает проскальзывать. Естественно есть слабая, частичная и полная блокировка вентилятора.
Почему механический вентилятор с этим гелем, я считаю лучше электрического.
1. Постоянная температура двигателя. У меня ~88 градусов. Нет таких скачков что у электрического вентилятора из-за того что включается он например на 97 и отключается при 85. Механический работает всегда, но с разной загрузкой (проскальзыванием)
2. Мощность (производительность) механики выше чем у электрики. Там где нужно экстремальное охлаждение, механика справится лучше.
3. Вискомуфта с этим гелем очень надежная штука. Практически не ломается и "вечная" деталь.
Есть и минусы. Наверное зимой немного добавляет охлаждения, но это чисто теоретически

Также скорость вращения механического вентилятора зависит от оборотов двигателя.
Чтобы совместить плюсы и того и другого и максимально использовать достоинства каждого, японцы предусмотрели ШТАТНЫЙ электрический вентилятор. Есть свободное пустующее штатное место, проводка под капотом, разъем отсутствующего реле. Все это можно купить и поставить. Никакого колхоза. Все работать будет, но вроде только на дизеле.
Если дооснастить машину штатными деталями, то при температуре антифриза выше 95 градусов, в помощь механическому вентилятору, будет принудительно включаться электрический вентилятор и отключаться при температуре 93...91 градус.
Все это есть на форуме, по поиску находится сразу
