Бесов нос - отчет
Добавлено: 12 май 2008, 03:12
Первое знакомство с этим местом произошло год назад, когда мы возвращались с Полярного круга. Эта точка была скопирована у геокешеров. Я , буквально за несколько часов до выезда, просто слил все точки, которые попадались на пути нашей экспедиции. И вот, возвращаясь в Москву и решая где остановиться на ночёвку, подвернулась эта точка. Уж очень вкусно это место было описано на сайте. Сосновый бор на берегу Онежского озера, песчаный пляж… и всего 17 км от асфальта. Эти 17 км казались пустяком после нескольких тысяч километров пройденных перед этим. Но два дня ливневых дождей сделали своё дело. Два наших полноприводных автомобиля, один в стандарте, другой почти в стандарте, из этих 17 км смогли за 4 часа преодолеть только пять. На этом все наши силы, и физические, и моральные, закончились, и нам пришлось отступить. В этот раз. Бесов нос не давал нам покоя. Мы им заразились. Началась подготовка к экспедиции. Сбор информации в инете, расспросы людей побывавших там. Проблема была в том, что весной туда никто ещё не ездил. Что нас там ожидает? Снега? Половодье? Ручьи, разлившиеся до размеров небольших речек? Нечего гадать, надо ехать!
И вот мы в ночь с 29 на 30 апреля выехали из Москвы. На двух машинах: Паджеро 1, коротыш со съёмной лебёдкой и Паджеро 2, такой же, но без лебёдки. Оба на 32-х АТ-шках. Из Москвы дорога свободна – завтра рабочий день. В Москву идет практически сплошной поток фур – на носу праздники.

К 3-м часам дня мы на месте и уже разбиваем лагерь. Можно отдохнуть и сделать небольшую разведку. Штурм запланирован на завтра. Погода – сказка. На небе лёгкие облачка, солнце шпарит так, что над полем висит марево. На снег нет даже намёка. Только в лесу ещё попадаются снежные сугробы, в них очень удобно охлаждать пиво. «Завтракаем» и идем на разведку. Воды не больше, чем прошлым летом после ливней. Только речка кажется более полноводной. Малоснежная зима и ранняя весна сыграли нам на руку. Свежая просека вывела нас прямо на нашу дорогу к Чёрной речке. В прошлом году её ещё не было. Завтра поедем по ней, сэкономим время. Возвращаемся в лагерь. Настроение боевое, спать не хочется, не смотря на то, что полтора суток без сна. Лебёдка! Новая игрушка, ещё ни разу не опробованная! Руки сами тянуться к багажнику. Необходимо! прямо сейчас! попробовать! испытать! И вот, второй паджерик уже уткнулся носом в ближайшую мелиоративную канаву, а первый заякорился за дерево. Движение. Медленное, не спешное, но неотвратимое. Кажется, ничто не может его остановить! И удовлетворение. С этим чувством так хорошо посидеть возле костра в хорошей компании и выпить несколько рюмочек! Мы не стали себя долго уговаривать.
День второй. Просыпаемся, быстро завтракаем и собираем лагерь. Впереди самый ответственный день. Сразу вешаю лебёдку назад, корозащитку штурману в ноги, пульт между сиденьями. Вроде всё под рукой. Первая засада ждет нас на краю поля. Здесь раньше был ручей, теперь начинается лесовозная дорога. Русло ручья загачено брёвнами. Рядом валяются ещё несколько бревен и напиленные чурбачки.

Подкладываем ещё и вперёд. Через 15 м дорогу пересекает ручей. С левой стороны яма - воды по колено, но дно твёрдое. Проходим ходом. Ещё через 40 м большая лужа с глубокой колеёй. Главное не свалиться в колю. Почти получается. На выходе машину всё-таки стаскивает в колею. Пытаюсь выйти своим ходом. Чуть сдаю назад, вперёд, опять назад… с пятого раза удаётся выскочить, и я уже стою на дороге. За мной Макс уже по проторенному мной пути проскакивает эту лужу сходу. Переезжаем единственный уцелевший мост и останавливаемся отблагодарить местного Бурхана…

Первый участок пройден, те места, которые во время вчерашней разведки немного пугали, пройдены своим ходом и это придаёт нам уверенности. Привал закончен. Двигаемся дальше… и попадаем в зиму.

Снег не глубокий, но накатанная за зиму снегоходами тропа превратилась в ледяной панцирь, и никак не хочет нас беспрепятственно пропустить. Играем с Максом в тяни-толкая. Я троплю по два – три метра, Макс сдергивает меня обратно. Наконец зима кончилась, пришла весна, а с ней глубокие лужи. Каждую лужу я прохожу пешком, чтобы найти оптимальную траекторию. И так всю дорогу. Сначала пешком, потом на машине.

Попытка сэкономить на разведке приводит к неизбежному застреванию даже, казалось бы, в безобидных местах.

Так, потихоньку, добрались до той лужи, где в прошлом году мы остановились. У Макса с этой лужей старые счёты, в ней он притопил Спорта. Пропускаю его вперёд. На луже лежит лёд с виду достаточно крепкий. Макс пытается пройти её ходом. Передние колёса ломают лёд, но проскакивают, задние - проваливаются и Паджерик повисает на мосту. 2:0 в пользу лужи.

Я решаю объехать лужу справа. Объезд выглядит страшновато: торфяное болото, ямы в пол колеса. Кто-то здесь уже хорошенько поковырялся. Получилось! Якорюсь за дерево и разматываю лебёдку. Наше первое лебежение.

Пять минут и Паджерик на свободе. Дальше для нас Terra incognito. Каждая новая лужа чем-то похожа на предыдущую, но со своим сюрпризом.


Большинство удавалось пройти самостоятельно, но и лебёдка не бездействовала. Съёмная конструкция позволила обойтись одной лебёдкой на два автомобиля. Сначала вытаскивал себя, потом переставляли лебедя назад и тащил Макса. Действия были доведены до автоматизма. Пока мы с Максом перецепляем лебёдку, остальные вешают корозащитку, достают пульт, подтаскивают трос, фотографируют. Потихоньку мы приближались к разрушенному мосту – по свидетельствам, самому сложному препятствию на нашем пути. Увидев это место, я испытал радостное разочарование. Как будто не дали коронного десерта на праздничном застолье. Вроде и хочется, да сил уже нет. Нас встретил мост.

Он сэкономил нам кучу времени. Через несколько минут мы уже фотографировались в брошенной деревне.

Осталось совсем чуть-чуть. Спуститься с горки, и мы на месте. Но на последок Бурхан припас нам 50 метров сплошного лебежения. Последний рывок и мы на месте. Впереди день отдыха.

Ожидания нас не обманули. Место просто райское. Достойная награда. Можно расслабиться.
День третий – наслаждаемся природой, гуляем.



Петроглифы:


День четвёртый – обратная дорога. Как не печально, но выходные не бесконечны, и надо двигаться обратно. Расставаться с этим местом не хотелось. Русский север никого не оставляет равнодушным. Но лагерь собран, и нас ждёт обратная дорога. За один день дорога довольно сильно изменилась: где-то подсохло, где-то подтаяло. Там где мы проходили по льду, под нами лёд уже ломался и приходилось искать объездные пути. Где проходили ходом - вставали и приходилось лебедиться. И тем не менее обратная дорога заняла в двое меньше времени.



Уже через пять часов мы на нашей первой стоянке. Есть время не торопясь помыть машины, перемотать лебёдку, собраться. Завтра двигаемся домой. Немного грустно. Но, как говориться в одной песне: Мы возвращаемся, чтобы снова уйти!
Ещё фотки можно посмотреть здесь http://photo.pajero4x4.ru/2008BesovNos
И вот мы в ночь с 29 на 30 апреля выехали из Москвы. На двух машинах: Паджеро 1, коротыш со съёмной лебёдкой и Паджеро 2, такой же, но без лебёдки. Оба на 32-х АТ-шках. Из Москвы дорога свободна – завтра рабочий день. В Москву идет практически сплошной поток фур – на носу праздники.

К 3-м часам дня мы на месте и уже разбиваем лагерь. Можно отдохнуть и сделать небольшую разведку. Штурм запланирован на завтра. Погода – сказка. На небе лёгкие облачка, солнце шпарит так, что над полем висит марево. На снег нет даже намёка. Только в лесу ещё попадаются снежные сугробы, в них очень удобно охлаждать пиво. «Завтракаем» и идем на разведку. Воды не больше, чем прошлым летом после ливней. Только речка кажется более полноводной. Малоснежная зима и ранняя весна сыграли нам на руку. Свежая просека вывела нас прямо на нашу дорогу к Чёрной речке. В прошлом году её ещё не было. Завтра поедем по ней, сэкономим время. Возвращаемся в лагерь. Настроение боевое, спать не хочется, не смотря на то, что полтора суток без сна. Лебёдка! Новая игрушка, ещё ни разу не опробованная! Руки сами тянуться к багажнику. Необходимо! прямо сейчас! попробовать! испытать! И вот, второй паджерик уже уткнулся носом в ближайшую мелиоративную канаву, а первый заякорился за дерево. Движение. Медленное, не спешное, но неотвратимое. Кажется, ничто не может его остановить! И удовлетворение. С этим чувством так хорошо посидеть возле костра в хорошей компании и выпить несколько рюмочек! Мы не стали себя долго уговаривать.
День второй. Просыпаемся, быстро завтракаем и собираем лагерь. Впереди самый ответственный день. Сразу вешаю лебёдку назад, корозащитку штурману в ноги, пульт между сиденьями. Вроде всё под рукой. Первая засада ждет нас на краю поля. Здесь раньше был ручей, теперь начинается лесовозная дорога. Русло ручья загачено брёвнами. Рядом валяются ещё несколько бревен и напиленные чурбачки.

Подкладываем ещё и вперёд. Через 15 м дорогу пересекает ручей. С левой стороны яма - воды по колено, но дно твёрдое. Проходим ходом. Ещё через 40 м большая лужа с глубокой колеёй. Главное не свалиться в колю. Почти получается. На выходе машину всё-таки стаскивает в колею. Пытаюсь выйти своим ходом. Чуть сдаю назад, вперёд, опять назад… с пятого раза удаётся выскочить, и я уже стою на дороге. За мной Макс уже по проторенному мной пути проскакивает эту лужу сходу. Переезжаем единственный уцелевший мост и останавливаемся отблагодарить местного Бурхана…

Первый участок пройден, те места, которые во время вчерашней разведки немного пугали, пройдены своим ходом и это придаёт нам уверенности. Привал закончен. Двигаемся дальше… и попадаем в зиму.

Снег не глубокий, но накатанная за зиму снегоходами тропа превратилась в ледяной панцирь, и никак не хочет нас беспрепятственно пропустить. Играем с Максом в тяни-толкая. Я троплю по два – три метра, Макс сдергивает меня обратно. Наконец зима кончилась, пришла весна, а с ней глубокие лужи. Каждую лужу я прохожу пешком, чтобы найти оптимальную траекторию. И так всю дорогу. Сначала пешком, потом на машине.


Попытка сэкономить на разведке приводит к неизбежному застреванию даже, казалось бы, в безобидных местах.

Так, потихоньку, добрались до той лужи, где в прошлом году мы остановились. У Макса с этой лужей старые счёты, в ней он притопил Спорта. Пропускаю его вперёд. На луже лежит лёд с виду достаточно крепкий. Макс пытается пройти её ходом. Передние колёса ломают лёд, но проскакивают, задние - проваливаются и Паджерик повисает на мосту. 2:0 в пользу лужи.

Я решаю объехать лужу справа. Объезд выглядит страшновато: торфяное болото, ямы в пол колеса. Кто-то здесь уже хорошенько поковырялся. Получилось! Якорюсь за дерево и разматываю лебёдку. Наше первое лебежение.

Пять минут и Паджерик на свободе. Дальше для нас Terra incognito. Каждая новая лужа чем-то похожа на предыдущую, но со своим сюрпризом.






Большинство удавалось пройти самостоятельно, но и лебёдка не бездействовала. Съёмная конструкция позволила обойтись одной лебёдкой на два автомобиля. Сначала вытаскивал себя, потом переставляли лебедя назад и тащил Макса. Действия были доведены до автоматизма. Пока мы с Максом перецепляем лебёдку, остальные вешают корозащитку, достают пульт, подтаскивают трос, фотографируют. Потихоньку мы приближались к разрушенному мосту – по свидетельствам, самому сложному препятствию на нашем пути. Увидев это место, я испытал радостное разочарование. Как будто не дали коронного десерта на праздничном застолье. Вроде и хочется, да сил уже нет. Нас встретил мост.

Он сэкономил нам кучу времени. Через несколько минут мы уже фотографировались в брошенной деревне.

Осталось совсем чуть-чуть. Спуститься с горки, и мы на месте. Но на последок Бурхан припас нам 50 метров сплошного лебежения. Последний рывок и мы на месте. Впереди день отдыха.

Ожидания нас не обманули. Место просто райское. Достойная награда. Можно расслабиться.
День третий – наслаждаемся природой, гуляем.






Петроглифы:




День четвёртый – обратная дорога. Как не печально, но выходные не бесконечны, и надо двигаться обратно. Расставаться с этим местом не хотелось. Русский север никого не оставляет равнодушным. Но лагерь собран, и нас ждёт обратная дорога. За один день дорога довольно сильно изменилась: где-то подсохло, где-то подтаяло. Там где мы проходили по льду, под нами лёд уже ломался и приходилось искать объездные пути. Где проходили ходом - вставали и приходилось лебедиться. И тем не менее обратная дорога заняла в двое меньше времени.






Уже через пять часов мы на нашей первой стоянке. Есть время не торопясь помыть машины, перемотать лебёдку, собраться. Завтра двигаемся домой. Немного грустно. Но, как говориться в одной песне: Мы возвращаемся, чтобы снова уйти!
Ещё фотки можно посмотреть здесь http://photo.pajero4x4.ru/2008BesovNos