2008 год. Связь эпох.
Нынешняя жЫжа пройдет 11 (12) октября 2008 года. Место проведения избрано уникальное место в Ломоносовском районе – урочище Усть-Рудицы, река Коваши.
Усадьба Ломоносова. Первый российский стекольный завод.
Здесь, в собственной усадьбе (тогда это был Копорский уезд Ингерманландской губернии) великий ученый построил фабрику по изготовлению цветного стекла и смальт для мозаики.
«Желаю я к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол…», — писал М.В.Ломоносов в своем прошении в Сенат в октябре 1752 года. А уже весной 1753-го в рапорте мануфактур-коллегии сообщал: «…майя 6 числа в Коважской мызе близ деревни Усть-Рудица заложена мною фабрика».
Из всего довольно обширного имения М. В. Ломоносов избрал для устройства завода и усадьбы самую ближнюю и самую маленькую деревню Усть-Рудицу, в которой насчитывалось всего двенадцать душ мужского пола. Выбор места был обусловлен обилием проточной воды. Здесь соединялись речки Рудица (ныне Лопухинка) и Черная в реку Коваши. Плотина, сооруженная на речке Рудице, позволила создать большую запруду - разлив, который и стал центром композиции всего усадебно-заводского комплекса.
В живописном водоразделе трёх рек Ломоносов и приглядел место для своей усадьбы.
В 1753 году эту мызу и ещё 4 деревни Елизавета Петровна пожаловала Михаилу Васильевичу на строительство фабрики "для делания изобретённых им разноцветных стёкол и из них бисеру и всяких других галантерейных вещей и уборов". Центром усадебно-заводского комплекса стал разлив, устроенный при впадении в Рудицу ручья Холодного (ныне Песчаный). Все заводские строения (печи, мельница, лесопилка, лаборатории, мастерские) расположились на левом берегу запруды, а усадьба на правом. Место было подобрано идеально.
Окружённое со всех сторон водой, защищённое от ветров высокими земляными валами, главный дом с мезонином имел по бокам мельницу и лесопилку, над которой возвышалась самопишущая обсерватория, а внутри двора - сад и огород.

1. место усадебного дома
2. хозяйственная зона
Ломоносов любил свой завод в Усть-Рудице. Здесь он отдыхал душой от академических неурядиц, находил успокоение в творческом труде и общении с природой.
В стихотворном послании Г. Орлову Ломоносов писал:
Я зрю здесь в радости довольствий общий вид,
Где Рудица, вьючись, сквозь каменья журчит,
Где действует вода, где действует и пламень,
Чтобы составить мне или превысить камень
Для сохранения геройских славных дел,
Что долг к Отечеству изобразить велел.
Усть-Рудицкая фабрика Ломоносова дала мощный толчок развитию русской стекольной промышленности.
Замечательная мозаика Ломоносова украшала и ораниенбаумские дворцы. Из его смальты был изготовлен пол для Стеклярусного кабинета в Китайском дворце, она шла на отделку столиков, художественных рам для портретов Петра I и Елизаветы. Из полученной здесь смальты Ломоносов и его ученики создали 27 мозаичных портретов и картин. Шедевр творчества усть-рудицких мастеров — набранная из мозаики по рисунку Ломоносова картина “Полтавская баталия”. Она отличается монументальностью, богатством красок. Изделия Усть-Рудицкой фабрики украшают здание Академии наук в Санкт-Петербурге, они представлены в Эрмитаже и Русском музее.
...В последние дни своей жизни тяжело больной ученый не переставал беспокоиться о судьбе созданной им фабрики. Незадолго до смерти он написал «Проект прошения в Сенат о лицах, которым может быть доверено мозаичное после смерти Ломоносова». Он считал, что продолжать его дело могли обученные им самим люди — шурин Иван Цильх, старший мозаичный мастер Матвей Васильев и некоторые другие мастера.
Однако после смерти российского академика правительство не оказывало никакой помощи его последователям. В 1768 году усть-рудицкая фабрика была закрыта.
Усадьба отошла к его потомкам, позже — к Раевским, потом — к Орловым, и наконец — к потомкам князей Гагариных. В 1919 году, когда Юденич наступал на Петроград, усадьба была разгромлена, главное здание сгорело. Во время Великой Отечественной войны здесь проходил передний край обороны Ораниенбаумского плацдарма — деревня Усть-Рудица и оставшиеся строения бывшей усадьбы Ломоносова были буквально стерты с лица земли.
Сегодня лишь по некоторым приметам можно определить прежнюю планировку усадьбы. Парк сильно зарос ольхой, ивой, осиной, берёзой, рябиной, шиповником, акацией. Через эти заросли трудно пройти, но кое-где встречаются кусты жимолости и смородины. Но всё-равно приятно пройти по склону от насыпного холма по старинной липовой аллее с вкраплениями лиственницы, дуба, сосны и ели вдоль Чёрной реки. Запруда на реке Рудице исчезла, а ведь она питала внутренний пруд-водоём, который превратился в болото. Рядом с двумя дубами, которые росли возле барского дома, установлена гранитная стела с надписью:"Здесь работал М. В. Ломоносов.1753-1765г.г.". Усть-Рудица сегодня навевают грустные и ностальгические мысли по утраченному и разрушенному, в то же время, испытываешь чувство гордости за тех людей, которые гуляли по этим же тропинкам и оставили свой след в истории России.
Ораниембаумский плацдарм.
Прошло уже более шестидесяти лет с начала Великой Отечественной войны, и написано много книг и статей о подвигах русских воинов. Однако до сих пор кажется, что еще не полностью исследованы наиболее важные и интересные страницы истории этой войны. Одной из таких важных тем является история Ораниенбаумского (Приморского) плацдарма. Этот плацдарм, и в особенности - его форты - были ключевыми опорными пунктами в северо-западном регионе; именно они в большой степени помогли остановить врага у стен Ленинграда, позволили городу выстоять в дни блокады, а затем начать победное наступление и освободить северо-запад России от вражеского кольца.
16 сентября 1941 года противник захватил посёлок Володарский и прорвался к Финскому заливу между Стрельной и Урицком на фронте шириной 4-5 км 8-я армия оказалась отрезанной от Ленинграда и остальных войск Ленинградского фронта. Ораниенбаумский (Приморский) плацдарм образовался в ходе многодневной борьбы в результате стабилизации фронта на данном участке, и просуществовал до снятия блокады Ленинграда.
«Малая земля», «Таменгонтская республика», «Лебяжинская республика», «Ораниенбаумский пятачок» — так называли Ораниенбаумский плацдарм ленинградцы и фронтовики. Размеры «Малой земли» были и в самом деле невелики: около 65 километров по берегу Финского залива – от Кернова до Старого Петергофа, и 20 – 25 километров в глубину – от берега до Мишелова и Усть-Рудиц. Но как велико было значение этого участка фронта для судьбы осажденного Ленинграда, а может быть – и для всей страны!
Ораниенбаумский плацдарм и его форты прикрывали сухопутные подступы к Кронштадту и закрывали последний путь к Ленинграду. Они также обеспечивали возможность выхода кораблей Балтийского флота для боевых действий в море.
Но еще важнее то, что, нависая над левым флангом немецкой 18-й армии, входившей в группу армий «Север», плацдарм оттягивал на себя немалые силы врага, сковывал его инициативу. Известно, что враги были остановлены на подступах к Москве, но еще раньше они были остановлены на подступах к Ленинграду.
Это было первое стратегическое поражение вермахта в войне против Советского Союза. Перед Ораниенбаумским плацдармом гитлеровские войска – впервые с начала второй мировой войны! – были вынуждены остановиться, и уже не смогли продвинуться далее. Они застряли в гнилых северных болотах на два с половиной года. Именно с этого плацдарма началось наступление советских войск, которое привело к полному снятию блокады, а затем переросло в победное наступление на всем северо-западном фронте.
Есть в Усть-Рудицах памятник - скромная стела из серого бетона. Надпись на ней сообщает: "Здесь в 1941 году моряки-балтийцы остановили фашистские войска". Памятник, установленный на берегу речки Рудицы в честь героев проходивших здесь боев, назван "Дальний рубеж". К сожалению, в настоящее время памятник осквернен вандалами, памятная табличка выломана с «корнем»
Объект 0040.
Зенитно-ракетный дивизион С-125. Комплекс прикрывал воздушное пространство между Лопухинкой и Пульманом. Дивизион имел в своем составе четыре пусковые установки. К каждой стартовой площадке от КП подходит бетонированный кабель-канал.
Первые зенитные ракетные системы С-25, С-75, «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», разработанные в СССР и США, успешно решали основную задачу, поставленную при их создании, — обеспечить поражение высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и сложных для осуществления перехвата истребительной авиацией. При этом в полигонных условиях была достигнута столь высокая эффективность применения нового оружия, что у заказчиков возникло вполне обоснованное стремление обеспечить возможность его применения во всем диапазоне скоростей и высот, на котором могла действовать авиация вероятного противника. Между тем минимальная высота зон поражения комплексов С-25 и С-75 составляла 3-5 км, что соответствовало тактико-техническим требованиям, сформированным в начале пятидесятых годов. Результаты анализа возможного хода предстоящих военных операций указывали на то, что по мере насыщения обороны этими зенитными ракетными комплексами ударная авиация может перейти к действиям на малых высотах.
Разработка первых зенитных ракетных средств, способных бороться с маловысотными целями, была начата в США в июне 1954 г. американской фирмой «Рейтеон» в рамках исследований системы оружия «Хок». Первый экспериментальный образец ракеты «Хок» был выпущен в 1956 г., а полномасштабные испытания системы развернулись в 1957 г. В процессе этих испытаний была продемонстрирована возможность уничтожения воздушных целей на высотах менее 30 м. В 1959 г. началось серийное производство этой системы, а в июне этого же года было сформировано первое войсковое подразделение, вооруженное ракетами «Хок».
В нашей стране начало работ над первым маловысотным ЗРК следует отнести к осени 1955 г., когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию.
Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 м на дальности до 12 км, и создавалась с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих — зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.
